Банковские счета имеют большое значение, поскольку они являются законным средством погашения задолженности по векселям в Амстердаме. Как отметил Смит, "каждый торговец, в соответствии с этим постановлением, был обязан вести счет в банке, чтобы оплачивать свои валютные векселя, что обязательно вызвало определенное требование о банковских деньгах". В свою очередь, векселя занимали центральное место на денежном рынке, поскольку в коммерческом кредитовании преобладало прямое кредитование через векселя, а не кредиты депозитных банков. В Голландской Республике были только рудиментарные и неразвитые банки депозитов. Вместо этого, ведущими финансовыми учреждениями были банкиры-коммерсанты, они предоставляли займы способом покупки счетов и финансировали это кредитование путем принятия счетов вместо депозитов. Такой подход "матричной книги" к привлечению заемных средств послужил ранним примером теневого банковского обслуживания.
В течение большей части исследуемого периода в Амстердаме находился самый глубокий вексельный рынок в Европе. Платежная деятельность через Банк была соответственно интенсивной. Оборот по банковским счетам в начале 1760-х годов составил около 388 миллионов флоринов, что эквивалентно почти 3400 тоннам серебра, или в 1,5-2 раза больше годового ВВП Нидерландов или в 2,5 раза больше ВВП провинции Голландия. Большая часть этой платежной деятельности способствовала перемещению товаров и капитала по всей Европе, отражая статус "транспортной валюты" банка "Флорин". В качестве стандарта сравнения аналогичное соотношение для Федеральной резервной системы (годовое значение платежей Fedwire по отношению к ВВП США) составляет 2,65 на пике бреттон-вудской эры в 1955 г.
С момента своего основания Банк Амстердама был гиробанком, принимавшим депозиты. После изменения политики в 1683 году, деньги Банка Амстердама превратились в фактические фиатные деньги в том смысле, что они не имели неотъемлемого права выкупа: металлическая стоимость банковского флорина была такой, какой ее определял рынок. Будучи управляющим фиатными деньгами, находящимся в государственной собственности, Банк был похож на современный центробанк.
Денежные обязательства банка существовали только как остатки на банковских счетах. Банк никогда не выпускал оборотную валюту. Эти счета соответствуют резервным счетам в современных центробанках, и каждый коммерческий банк и большинство крупных торговцев в Амстердаме имели такие счета. С точки зрения активов, основная часть портфеля Банка состояла из серебряной и в гораздо меньшей степени, золотой монеты. Следуя собственной системе бухгалтерского учета банка, мы разделяем имеющиеся в его распоряжении монеты на две категории. Если на монеты распространяется вариант получения, то монеты помечены как обремененные. Если нет, то они необремененные. Теперь мы узнаем как банк использовал каждый вид активов для создания остатков на счетах.
Владелец счета, желающий конвертировать торговую монету в банковские деньги, может продать монету банку по объявленной официальной цене, получив взамен кредит, на свой банковский счет и квитанцию о продаже монеты. Квитанция позволяла человеку выкупить монету за небольшую плату. В современной терминологии квитанция представляла собой американский колл-опцион на проданную монету (и никакую другую монету) с датой истечения шести месяцев после продажи и ценой выкупа, или "страйк", несколько превышающей первоначальную цену продажи.
Обязательства банка по счетам увеличились с соответствующим увеличением активов. Для банка монеты фактически были "обременены" колл-опционом, встроенным в чек. Поступления не являлись депозитами в современном понимании обобщенного требования к банку о погашении задолженности. Вместо этого такие продажи порождают оборотное требование только в отношении конкретного вида обеспечения, т.е. квитанции.
Для серебряных торговых монет, составлявших основную часть выручки банка, цена обратного выкупа квитанции, как правило, была на 1/4 процента выше цены продажи. Для нескольких популярных отечественных монет эта маржа упала до 1/8 процента, а для золотых монет - до 1/2 процента. В редких случаях корректировки ставки банк стандартизировал эти отклоняющиеся ставки до 1/4 процента, но такие монеты никогда не были основными источниками получения. Поступления могут быть продлены еще на шесть месяцев по той же цене, что и при погашении, а чеки могут быть полностью оборотными в качестве предъявителя.
В подавляющем большинстве случаев колл-опцион, присущий квитанции, был "в деньгах", т.е. цена обратного выкупа монеты, указанной в квитанции, была ниже ее рыночной стоимости.
Продолжение следует...