Эмоциональный интеллект сегодня считается ключевым навыком. Множество книг, семинаров и коучей обещают обучить, улучшить или углубить эту важную способность. Я скептически отношусь к этому.
Даже маленькие дети учатся сопереживать другим людям в очень раннем возрасте, просто потому, что это важно для базового биологического выживания среди «своих». И каждый, у кого есть дети, знает, насколько умными могут быть дети в возрасте четырех-шести лет, когда они хотят выразить или реализовать свои желания.
"Мой босс уже был с вами на семинаре и послал меня сюда. Она говорит, что я лучший в классе с точки зрения своих технических навыков, но я неудачник с точки зрения своих социальных навыков. Если бы кто-то и мог мне помочь, так это вы", - сказала клиентка, заняв свое место.
Она пошла прямо к одному из двух стульев и не дождалась моего приглашения присесть. Затем она посмотрела на меня несколько провокационно.
При первом контакте я нашел поведение клиента несколько дерзким и подумал, не хочет ли она скрыть свою неуверенность в себе. В любом случае, у меня есть идея, почему ее босс послал ее.
"Прежде всего, я хотел бы знать, что вы имеете в виду под эмоциональным интеллектом?
"Ну, вся эта суета из-за чувств. Это ясно. Я думаю, чувства усложняют жизнь. Почему все не могут просто четко сказать, чего они хотят или чего не хотят? Это очень плохо для женщин. Они должны были рассказать все три раза, что продавец в пекарне утром был таким недружелюбным. Терпеть не могу, я думаю, что это лишнее. Вот почему я гораздо лучше лажу с мужчинами. Они говорят то, что хотят или действуют. Когда спрашиваешь мужчину, как он себя чувствует, ответ короткий. Хорошо или плохо. И мне нравится это. Когда я спрашиваю женщину, как она себя чувствует, это всегда занимает вечность. „
Мой 3-х часовой коучинг заключается в том, чтобы как можно раньше распознать "слабое место" клиента. Итак, какую проблему он описывает и в каком контексте имеет смысл его поведение. Что испытал этот человек, увидев, что он видит мир и/или людей такими, какими он их видит?
Примерно через пять минут совместной работы у меня появилась следующая информация об Анне К., 36 лет, одинокой, без детей, руководителе подразделения:
-Она считает, что манеры поведения и вежливость переоцениваются.
-Очень важно, чтобы она достигла своей цели напрямую и не останавливалась.
-Она отвергает чувств, с другими и, возможно, с самой собой.
-Она больше отождествляется с мужским и презирает женский род.
Каждый ребенок приходит в мир с полным спектром чувств и выражает их немедленно и громко: радость, боль, горе, скука, страх и т. д. У детей младшего возраста пока нет никаких механизмов защиты от чувств. Они не могут быть разумными. Именно это делает жизнь с ними такой изнурительной и насыщенной событиями:
Я пытался представить себе, что клиент, вероятно, пережил в детстве, что четыре вышеперечисленных момента так сильно влияют на ее поведение сегодня. Маленькая девочка появилась перед моим внутренним глазом, вокруг нее все суматошно, и никто ее не видит.
То, что я пытаюсь сделать здесь, это включить эмоциональный интеллект: поставить себя на место другого человека, не обладая полной информацией, чтобы лучше понять его и его действия. Как я уже говорил, дети могут делать это без необходимости явного обучения.
Вернемся к моему клиенту.
"Что именно Вы здесь делаете?"
Это мой стандартный вопрос о время приема.
"Я думала о том, что Вы можете об этом спросить, - сказала Анна К. - Я не знаю, что я здесь делаю. То есть, меня послал босс."
"Итак, Ваш босс думает, что у Вас плохо развит эмоциональный интеллект?"
"Во время нашей с ним беседы он упомянул три вещи: я слишком много обсуждаю, виню других в ошибках и могу плохо слушать."
"И... Вы видите себя такой?"- спросил я.
Анна К. улыбнулась мне: "Никто не совершенен!
Семь характеристик, по которым вы узнаете людей с низким эмоциональным интеллектом.
Низкий эмоциональный интеллект может иметь негативные последствия в нескольких сферах жизни. Например, в школе, на работе, в семье, дружбе и партнерских отношениях. Тогда часто результатом становятся проблемы во взаимоотношениях с окружающими.
1. Они много спорят.
2. Они не понимают, что чувствуют другие.
Люди с низким эмоциональным интеллектом часто полностью игнорируют чувства других людей. Они не понимают, что их супруги могут злиться на них или что их сотрудники раздражены. Эмоции в целом, как правило, расстраивают людей с низким эмоциональным интеллектом.
3. Они часто находят других гиперчувствительными.
Они могут шутить в неподходящее время, например, на похоронах или сразу после трагического события.
4. Они не прислушиваются к чужому мнению.
Они убеждены, что только они правы и до конца отстаивают свою позицию. В то же время они отказываются прислушиваться к тому, что говорят другие.
Продолжение следует…