В семилетнем возрасте ребенок находится на границе, отделяющей дошкольный и школьный возрасты жизни. Ввиду того, что в настоящее время этот возраст стал играть более значительную роль в жизни ребенка, являясь первым годом школьного обучения, я считаю нужным кратко остановиться на своеобразии этого возраста. Седьмой год жизни ребенка относится к переходным или переломным годам. Основные черты его своеобразия характерны для всякого переходного периода: большая изменчивость организма и податливость его внешним воздействиям. В этом возрасте происходят значительные изменения во всем организме, особенно в половой сфере.
Неравномерность развития, наблюдающиеся на всем протяжении периода роста, проявляются в 7-8 лет с особенной силой. В этом возрасте появляются новые свойства, образующие предпосылки для возможности его школьного обучения и выполнения им требований школьной дисциплины.
На первом месте в этом отношении следует отметить улучшение и уточнение движений, особенно мелких, что заметно в ручных работах, требующих тонкой согласованности в работе многочисленных мелких мускулов кисти и пальцев руки. Для производства этих работ необходимы сознательные усилия, внимание и сосредоточение. Ребенок семи лет овладевает такими уменьями, как завязывание узла, правильное держание карандаша, правильное пользование им, вбивание гвоздя и другими.
В области умственного развития отмечается значительное изменение памяти: она становится более устойчивой, более активной. Семилетний ребенок не только запоминает, но умеет припоминать. В возрасте 7 лет ребенок связно описывает содержание картинки или повторяет заслушанный рассказ, не привнося в свое изложение выдуманные эпизоды или, навеянные случайными воспоминаниями, посторонние детали, как мы это часто наблюдаем у дошкольников. Он способен даже делать правильные выводы.
Наряду с изменчивостью и неустойчивостью организма, происходит переход к высшей, по сравнению с дошкольным возрастом, ступени развития в умственном отношении. Эти две стороны развития семилетнего ребенка должны иметь в виду и семья и школа. Из изложенных выше телесных и душевных особенностей семилетнего возраста вытекают особенности воспитательной работы. В области физического воспитания к ребенку семи лет могут быть предъявлены более серьезные требования к его силе, ловкости, согласованности и точности физических упражнений, чем к ребенку 5- 6 лет.
В школьном возрасте различают — младший школьный возраст (7- 12 лет) и старший или переходной период (13-18 лет). В отношении здоровья, младший школьный возраст является самым благодатным. Среди всех возрастов жизни он выделяется наименьшей заболеваемостью и смертностью. Этот факт свидетельствует о росте физических сил, о повышении устойчивости и выносливости, об увеличении сопротивляемости вредным влияниям и заразным болезням. Ребенок в школьном возрасте умеет отличать выдумку от настоящего. Забавы и игры прежних лет его не занимают. Школьник способен не только быстрее и прочнее запоминать, чем дошкольник, но во многих отношениях его память превосходит даже память взрослого. Растет его способность к заучиванию и сознательному усвоению предлагаемого ему материала; этот рост особенно энергично происходит между 9 и 14 годами.
Начиная с 10- 11 лет, он способен делать правильные логические выводы. Однако и родители и учителя не должны забывать, что мозг школьника далеко еще не обладает силой и стойкостью мозга взрослого. Мозг школьника в первые школьные годы способен понимать только простые вещи, сравнивать и различать только то, что он сам видит и что он может своим опытом проверить.
Большую роль в жизни младшего школьника начинает играть одно из высших и благороднейших человеческих чувств — дружба. Зарождение этого чувства можно наблюдать в очень раннюю пору жизни. В младшем школьном возрасте, в 10-12 лет, дружба пускает глубокие корни, дает более прочные ростки, и этот нежный цветок — один из прекраснейших цветов жизни — часто именно в этом возрасте ярко расцветает, надолго сохраняет свой аромат и более того: сохраняет свою жизненность - в действительности или в воспоминаниях — на много десятилетий.
В школьном возрасте ребенок начинает чувствовать обязанность и долг не только перед узким, кровно связанным с ним, кругом самых близких лиц — перед родителями, членами семьи, что доступно уже старшему дошкольнику, но и перед всем более расширяющимся миром, прежде всего — перед классом, школой. В постоянном росте этих высших моральных чувств у детей в возрасте 8- 12 лет, как и в дошкольном возрасте, еще значительную роль играет подражательность. Но все более значительную роль начинает так же играть сознательное понимание своих обязанностей и чувство удовлетворения и высшей радости при добросовестном выполнении этих обязанностей. В соответствии с этим родители и учителя должны ставить целью: начиная с ранних школьных лет развить в юном существе не только определенные привычки, навыки и умения, но и стремление и способность у ребенка к самовоспитанию.
Продолжение читайте https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5d64b701bf50d500ad7c40f8/5da192404e057700aec6e2f5/edit