Историческую фразу "Что Меган хочет, то она и получит" принц Гарри произнес именно в связи с желанием своей невесты Меган Маркл надеть на свадьбу тиару "Владимирский кокошник".
Не, я бы тоже хотела её на свадьбу, такое сокровище - хотя бы день поносить. Это потрясающий воображение изыск ювелирного искусства с бриллиантами, жемчугом или "кембриджскими изумрудами" (жемчужные и изумрудные подвески можно менять местами по усмотрению того, кто надевает тиару).
Но королева Елизавета II проявила твердость и всё, что получила Меган - смачный кукиш с комментарием: "Что дам, то и наденет" и скромное (по сравнению с "Кокошником") бриллиантовое бандо. Говорят, скандалила по этому поводу Меган Маркл долго.
"Владимирский кокошник" был изготовлен в конце 19 века, предназначался герцогине Марии Мекленбург-Шверинской - стал её свадебной тиарой, когда она в 1874 году выходила замуж за Великого князя Владимира Александровича, третьего сына царя Александра II. Отсюда и "кокошник" в русском стиле. В России Мария Мекленбург-Шверинская стала Марией Павловной Романовой.
После Великой Октябрьской революции Марии Павловне удалось бежать из России. Она была последней из Романовых, кому удалось покинуть страну в 1920 году. Часть её драгоценностей была спрятана ещё до того, как Марию поместили под домашний арест в 1917.
Перед побегом из России сын Марии Павловны и его друг, британский торговец произведениями искусства, провернули настоящую детективную историю. Переодевшись рабочими, они проникли во дворец, где были спрятаны драгоценности, и вывезли их в Великобританию. А уже там королева Мария, супруга Георга V и бабушка королевы Елизаветы II выкупила у них "Владимирский кокошник".
Став сокровищем британской королевской семьи, "Владимирский кокошник" получил от Великобритании подарок. Дело в том, что изначально он был инкрустирован бриллиантами и украшен подвесками-жемчужинами. Английские ювелиры изготовили второй комплект подвесок из "кембриджских изумрудов".
У этих изумрудов тоже причудливая история. Ими владела герцогиня Кембриджская, мать королевы Марии, супруги Георга V и завещала их своему сыну. А он, в свою очередь, завещал их... своей возлюбленной. Королева Мария заплатила баснословные деньги, чтобы выкупить их обратно и сохранить фамильные драгоценности в семье. В итоге они стали комплектом подвесок для "Владимирского кокошника".
Именно эту реликвию, причем с изумрудным комплектом подвесок и пожелала водрузить на свою голову поверх свадебной фаты Меган Маркл. Многие предполагали, что отказано ей было именно из-за причудливой и в чем-то трагичной истории "Владимирского кокошника".
Однако всё значительно проще. Вот уже много десятилетий невесты в британской королевской семье в качестве украшения на свадьбу получают довольно скромные тиары без цветных драгоценных камней.
Единственное исключение - принцесса Евгения, её тиару, помимо бриллиантов, украшал изумруд. А исключения для Меган делать никто не собирался. Так что, по словам королевы Елизаветы II, "надела то, что позволила надеть королева".
В конце концов, Меган выбрала бриллиантовое бандо королевы Марии (матери Елизаветы II), прекрасное произведение ювелирного искусства, которое не видели на публике более 50 лет до королевской свадьбы герцога и герцогини Сассекских.
Сейчас поклонники британской королевской семьи гадают, какую тиару наденет на свою свадьбу с Эдуардо Мапелли Моцци принцесса Беатрис. Твердой фавориткой считается "Йоркская тиара", которую королева Елизавета II купила для Сары Фергюсон у Garrard's, когда она стала герцогиней Йоркской в 1986 году.
Кстати, с тех пор как Ферджи покинула принца Эндрю и королевскую семью, публично эту тиару никто не надевал.