Подход Банка к управлению, пожалуй, наиболее прямо сопоставим с подходом центробанков, действовавших в период, предшествовавший золотому стандарту WWI. Двумя ведущими центробанками классической эпохи были Банк Англии и Банк Франции, чьи политические структуры стали предметом недавних подробных исследований. Эти центробанки золотого стандарта не всегда следовали хорошо известным "правилам игры" (которые призывали к манипулированию ставками для противодействия потокам золота), а вместо этого использовали различные количественные интервенции для добавления или изъятия своих денег с рынков. Такие меры часто применяются в ущерб изменениям в ставках дисконтирования, которые, как считается, наносят ущерб торговле. В случае Франции потоки золота, как правило, полностью стерилизовались, а политические ставки менялись лишь в качестве крайней меры. В Лондоне Банк Англии манипулировал спредом спроса и предложения на иностранные золотые монеты , из чего делается вывод, что такие "золотые устройства можно рассматривать как весьма совершенные инструменты разработки политики зрелого центробанка".
Как показано ниже, политические рамки Банка Амстердама служат ранним и еще более красноречивым примером такого же предпочтения. Приверженность Банка своему политическому курсу не ослабла, и Банк не "перестроил" свой подразумеваемый целевой коридор в качестве способа реагирования на давление, как это регулярно происходило в рамках договоренностей ХХ века, таких как Механизм обменного курса Европейской валютной системы. Более того, продажи и покупки монет на открытом рынке предполагают тактику центробанков золотого стандарта примерно на 150 лет вперед. В отличие от этих более поздних институтов, приверженность Банка монетарной стоимости металла была относительно неформальной, и его вмешательство, соответственно, было менее последовательным.
В литературе по вопросу о широких масштабах применения низких процентных ставок в современной экономике содержится ряд прогнозов их потенциальных последствий. К ним относятся возможность нестабильной инфляции и подуровневого роста, нестабильные ожидания политики, за которыми следуют инфляционные прорывы, или просто удержание инфляции на низком уровне. Следует подчеркнуть, что Банк Амстердама, в отличие от современных центробанков, действующих вблизи нулевой нижней границы, не проводил сознательную политику макроэкономической стабилизации. Тем не менее, выборка, рассмотренная в следующем разделе, дает некоторые примечательные отголоски этих прогнозов.
Инфляция в Голландской Республике, судя по всему, была хорошо сдерживаемой по нашей выборке, благодаря политике Банка и реформе монетной системы 1694 года. На стороне производства картина менее благоприятна, поскольку имеющиеся данные свидетельствуют о стагнации или постепенном снижении совокупного производства, несмотря на пик банковской платежной активности в середине столетия. Историки обычно связывают эту слабую динамику скорее с тяжелым финансовым бременем и снижением доминирующего положения в торговле, нежели с монетарными факторами. Наконец, данные свидетельствуют о том, что денежно-кредитный режим Банка порой подвергался влиянию нестабильных рыночных ожиданий и спекулятивных атак. В таких ситуациях денежно-кредитная система ЕБРР может в дальнейшем способствовать усилению потенциала перебоев на рынке, о чем пойдет речь ниже.
БАНК АМСТЕРДАМА: ТРИ СПОСОБА ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ.
Банк Амстердама был учреждением города Амстердама, основанным в 1609 году и ликвидированным в 1820 году. Он располагался на первом этаже мэрии. Основные направления политики были установлены городским советом, более регулярное руководство и контроль осуществлялись городским исполнительным советом (бурджеместерами), а команда из четырех уполномоченных (комиссаров), назначенных городским советом на возобновляемый годичный срок, управляла постоянным персоналом Банка. Доверие к Банку объясняется последовательной политической поддержкой, а не отделением от муниципальных властей.
Основным поддерживающим активом Банка была монета. В Амстердаме восемнадцатого века государственные бумаги не играли такой роли надежных активов, отчасти потому, что Голландская Республика имела относительно фрагментированные и неликвидные рынки государственного долга. Вместо этого, эту роль сыграли, золотые и серебряные монеты высокой фактической стоимости с высоким содержанием металла, произведенные в Нидерландах и других странах. Торговые монеты являются ликвидными повсюду в Европе, и многие из них имеют исключительную ликвидную стоимость на некоторых рынках. Клиент может получить кредит под торговые монеты для получения кредита на свой банковский счет. Эти счета были деньгами, которые Банк кредитовал по низкой ставке. На пике своего развития в середине восемнадцатого века Банк поддерживал около 3000 счетов по сравнению с 200 000 жителей Амстердама.
Продолжение следует...