Поллукс признался Кастору, что отец был прав, поручив перевозку специалистам. Он начинал осознавать, что для этого требовалось необыкновенное искусство и тонкое чутье, как при выдувке стекла или заточке кремневых наконечников для стрел. Он вспомнил рассказы о Великом Лунотрясении 2131 года, когда перевернулось девять кораблей.
Больше толчков не было, кроме едва заметных и плавных, которые вызывались взаимодействием гравитационных полей Земли и Луны. Наконец «Роллинг Стоун» занял свое место на стартовой позиции. Оставалось заправить его топливом и загрузить продовольствием.
Среднестатистическому человеку требуется три с половиной фунта пищи ежедневно, четыре фунта воды (только для питья) и тридцать четыре фунта воздуха. По орбите, самой экономной, путешествие с Луны на Марс занимает тридцать семь недель. Таким образом выходило, что семи пассажирам «Роллинг Стоун» потребуется около тонны различных припасов в неделю.
К счастью, реальность была куда более оптимистической, иначе вопрос о межпланетных перелетах так и остался бы чисто теоретическим. Воздух и воду в космическом корабле можно после соответствующей очистки использовать вновь и вновь так же, как это бывает на планете. Бесчисленные триллионы животных бесчисленные миллионы лет дышали воздухом Земли и пили воду из ее водоемов, а растения всевозможных видов, которыми густо поросли горы, холмы и изумительные равнины Земли, поглощали двуокись углерода, выдыхаемую живыми существами, и превращали ее в углеводы, выделяя при этом чистый кислород.
В космическом корабле, спроектированном соответствующем образом, жизнь может идти по тому же замкнутому циклу.
Вода подвергается очищению легко и просто: в безграничных ледяных просторах Вселенной дистилляция при низком давлении может осуществляться без существенных затрат. С водой проблем нет. Вся хитрость заключается в том, как избавиться от ее излишков — ведь человеческий организм производит воду как один из побочных продуктов обмена веществ, «сжигая» водород в пище. Двуокись углерода может быть замещена кислородом, выделяемым растениями, выращенными методом гидропоники. Корабли, отправляющиеся в близкие рейсы, такие, как «Земля-Луна», имеют для этого не больше места, чем велосипед — для отдельной каюты, но на «Роллинг Стоун», предназначенном для дальних полетов, места хватает.
Вместо сорока одного с половиной фунта припасов на человека в день «Роллинг Стоун» мог обойтись двумя, но для верности было решено взять около трех фунтов, а если считать и личные вещи, около восьми. Они могли выращивать свои овощи во время полета, а те продукты, которые они брали с собой, были обезвоженными. Мида хотела взять обычные яйца в скорлупе, но верх одержали законы физики и рекомендации мамы — яичный порошок весит значительно меньше.
Багаж включал также множество книг и еще больше привычных катушечных микрофильмов. Вся семья, кроме близнецов, была несколько старомодной в отношении книг — им нравилось подержать их в руках, коснуться обложек, полонить на колени. Книги на пленках — не совсем то...
Роджер Стоун потребовал, чтобы сыновья предоставили ему на рассмотрение списки товаров, которые они предполагают продать на Марсе. Первый же список удивил его.
— Кастор, не будешь ли ты так любезен объяснить все это?
— А что такое? Что тут объяснять? Его составил Пол. По-моему, тут все ясно.
— Я боюсь, даже слишком ясно. Кому нужны эти медные грубки?
— Видишь ли, мы подобрали их на свалке, а медь пользуется большим спросом на Марсе.
— Мы просто отложили немного.
— То же самое, я полагаю, вы скажете о клапанах?
— Да, сэр.
— Ну, что ж, хорошо. А остальное — тростниковый сахар, зерно, обезвоженный картофель, шлифованный рис. Это зачем?
— Кастор считал, что мы должны приобрести больше скобяных изделий, — ответил Поллукс, — а я склонялся к пищевым продуктам. Поэтому мы пошли на компромисс.
— А почему ты выбрал именно эти продукты?
— Дело в том, что все это выращивается у нас в городе, в обменных резервуарах, поэтому и стоит недорого. Обрати внимание, в списке нет товаров, доставляемых с Земли.
— Да, я это заметил.
— Но большинство из того, что мы берем с собой, содержит слишком большой процент воды. Ты же не захочешь тащить на Марс огурцы, верно?
— Я ничего не хочу брать с собой на Марс. Я просто хочу развлечь себя путешествием. — Мистер Стоун отложил один список и взял в руки другой. — Посмотри-ка сюда.
Поллукс робко взял его.
— А что такое?
— В свое время я и сам был неплохим механиком. Глядя на ваши списки, я все прикидывал, что же можно построить из всех этих скобяных товаров, которые вы, два невинных младенца, хотите протащить на корабль. Насколько я себе представляю, из этого можно построить приличных размеров завод.
— Неужели? — Кастор воззрился на список.
— Имейте в виду, что мы отправляемся в четверг — и что мне безразлично, будет у нас на борту груз или нет.