Найти тему
Анна Тучкова

Методические рекомендации по применению наглядных пособий по теме «графический натюрморт» в художественной школе.

Оглавление

Для обучения рисунка в различных графических техниках педагоги применяют всевозможные наглядно - методические пособия о которых я писала в этой статье.

Принципы отбора ряда пособий для обучения, которые определяются поставленными педагогом задачами стоит учитывать и с особой осторожностью подходить к их раработке.

Педагогу необходимо понимать главное:

  • - пособия не помогут спасти плохо подготовленный урок;
  • - наглядные пособия это всего лишь вспомогательный элемент в учебном процессе, и он позволяет учащимся увидеть то, к чему им нужно стремиться;
  • - использование наглядных пособий окажет значительную поддержку в решении основных вопросов преподавания.

При обучении детей изобразительному искусству используют всевозможные иллюстрации, репродукции, удачные работы выпускников прошлых лет, которые прошли данный курс обучения, а также натуральные предметы.

К натуральным предметам относятся объекты окружающей среды (чучела, искусственные фрукты и овощи гербарии растенийи насекомых).

Как правило, эти предметы используют для рисования с натуры в постановке и при объяснении задания с наглядной демонстрацией темы урока.

Натурный фонд выполняет роль демонстрационных наглядных пособий, моделей для рисования, поэтому он должен отвечать следующим требованиям:

  • - соответствовать программе по предмету изобразительного цикла,
  • - соответствовать принципу обучения «от простого к сложному»,
  • - способствовать формированию художественного вкуса и эстетического отношения к действительности,
  • - отвечать целям и задачам изображения с натуры,
  • - составляющие натурного фонда должны быть четкими по форме, ясным по тону и разнообразным по содержанию.

Изобразительными наглядными пособиями являются репродукции работ художников, рисунки, фотографии, графические таблицы, детские работы, педагогический рисунок преподавателя на доске, бумаге и любые другие бумажные, натуральные и цифровые наглядные материалы.

Большое внимание необходимо уделять на то, чтобы пособия были четкими, образными, крупными по размеру.

Желательно, каждое изображение размещать на отдельном формате не только для эстетики восприятия, но и для наглядности каждого рисунка и акцентировании на объясняемой теме.

Графические рисунки (выполненные различным графическим материалом):

- разных натюрмортов.;

- отдельных предметов;

- гипсовые фигуры;

- фрукты и овощи;

- изображение одного и того же мотива, с разных точек зрений;

- всевозможных видов цветов;

- детские рисунки.

Таблицы (цветные и черно-белые):

  • перспектива: линейная и воздушная;
  • последовательность выполнения рисунка отдельных элементов и композиции натюрморта;
  • применение различного материала рисунка в натюрморте.

Особенную эффективность имеет применение на занятиях по изучению натюрмортного жанра различных литературных произведений с описанием натюрморта и иллюстраций к нему.

Художественные иллюстрации и репродукции оказывают помощь в получении знаний о всевозможных способах изображения натюрморта. Способствуют углублению знаний учащихся об особенностях применении материалов и средств выразительности в графическом натюрморте.

В качестве иллюстративного материала чаще всего используются репродукции рисунков художников, зарисовки предметов, рисунки натюрморта: Леонардо да Винчи, А. Дюрера, Ф. Васильева и др.

Важным моментом также является, соблюдение определенных методических правил, для эффективной деятельности преподавателя, используя наглядные пособия.

Наглядность может быть эффективной только при непременном грамотном объяснении преподавателя.

Когда объекты изучения чересчур абстрактны или для них тяжело разработать средства наглядность, в этом случае используется рассказ.

В учебном процессе педагоги не редко прибегают к использованию таблиц, плакатов и других мелкомасштабных пособий.

Однако стоит учесть определенные отрицательные качества подобных наглядных пособий при использовании на занятии:

  • - миниатюрные плакаты (формат А4 и менее) позволяет детям познакомиться с работами ближе нежели большие плакаты с крупномасштабной графикой. Учитывая это грамотный педагог сразу поймет, что общую картину ребенок не увидит, а заострит свое внимание на деталях;
  • - замена плакатов и таблиц как таковая при объяснении материала, отвлекает. Соответственно воспринимать материал становиться сложнее;
  • - долговечными подобные таблицы и плакаты не назовешь. Они имеют свойство пачкаться и рваться;
  • - на одном плакате, таблице размещается ограниченная информация.

С учетом всех указанных выше тонкостей разработка методических материалов начинает приобретать более существенные формы и понятия.

В данных разработках обязательно присутствуют этапы конструктивного построения простейших предметов, а так же их комбинации в сложные предметы. Другими словами из более простых правильно построенных фигур складываются кувшины, ложки, тарелки, кружки и тд.

После отработки навыков конструктивного построения рисунка ученикам предлагаются для изучения пособия по свето - теневым отношениям предмета. В них учащиеся четко видят такие особенности освещения как падающая и собственная тень, блик и рефлекс и учится правильно их затушевывать.

https://cdn.pixabay.com/photo/2014/10/04/17/27/glass-473758_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2014/10/04/17/27/glass-473758_960_720.jpg