Сегодня вернулся из Москвы. Ездил на ответственное мероприятие, на третью международную конференцию по Будо. Тема на этот раз была заявлена такая: Воспитание личности и саморазвитие: традиции боевых искусств и современная наука. Состав докладчиков подобрался крайне интересный и разнообразный ( ознакомиться со списком можно тут). Лично мне, да и большинству слушателей вокруг, наиболее понравилось выступление Вячеслава Альбертовича Дубынина, "Человеческий мозг и управление движениями", хотя я итак регулярно слежу я его лекциями в интернете.
Ну а мне досталась секция " Историческое развитие традиционных боевых искусств ". И товарищи, кто не смог поприсутствовать, попросили меня выложить слайды и основные тезисы своего выступления. Что я сейчас для вас и делаю!
Тема на самом деле - непростая, её толковое рассмотрение затребовало бы от нас не менее пары дней, с полным погружением в предшествующую китайскую историю.
Нам пришлось бы подробно разобрать те события, которые привели к фундаментальному отличию китайской цивилизации от всего остального Мира, когда ещё в Древние века, с эпохи династии Чжоу, когда война как способ служения предкам под действием этической мотивации и концепции воинской добродетели-дэ становится жертвоприношением:
кто не воюет – утрачивает дэ, поддерживает культ предков – питает их честь, добывает им славу
Война как накопление духовно-нравственной силы-дэ, из способа принесения противника в жертву предкам –превращается в средство накопления моральной силы-дэ и нравственного питания культа предков своего клана.
Ритуал сделал войну торжеством («праздником») для аристократии.
Как следствие исторического процесса формируется (во многом благодаря тому же Кунцзы) принцип вэнь, который несет в себе миролюбие, нравственность, культуру и противопоставляется воинственности.
В рамках общекитайской дуалистической концепции, вэнь (как цивилизирующее гражданское начало) противостоит у (военному началу).
И практика боевых искусств становится уделом в основном маргинальной части населения.
Более подробно этот вопрос разбирается в фундаментальной работе Ильи Профатилова "Социальные корни и генезис ушу в старом Китае": (Часть I , Часть II , Часть III , Часть IV , Часть V , Часть VI ).
Но в начале ХХ века ситуация кардинально поменялась:
Это были пятьдесят лет, удивительные для ушу, когда из корней старого, феодального и отживающего, выросло совершенно новое.
Одно из причин - ушу входит в школьную программу по физическому воспитанию. После революции 1911 года Китай все еще сталкивается с серьезной ситуацией внутри страны и с проблемой внешнего вторжения . И люди, что должны решать эти проблемы, должны быть сами сильными. И физически и духовно. Поэтому, в первые же дни после революции и отмены традиционной системы образования, боевые искусства были продвинуты в школах как важный образовательный инструмент.
В апреле 1915 года на первом заседании« Национальной ассоциации образования в Тяньцзине, была принята резолюция:
Каждая школа должна добавить в программу образования китайские боевые искусства.
В октябре 1918 года на Общенациональной конференции директоров средних школ, проводимой Министерством образования, было принято решение:
Все средние школы в стране будут изучать боевые искусства.
Однако не все так просто было организовать. Основная проблема была с преподавательскими кадрами. Их предоставляли три категории:
- народные учителя, мастера ушу;
- общественные организации, развивавшие ушу;
- государственные структуры, готовящие педагогов по этой специальности.
Согласно материалам, опубликованным Министерством образования Министерства образования в марте 1934 года, обычно занятия по ушу занимали... 2 часа в неделю.
После разгрома Боксерского восстания, к занимающимся ушу в народе сложилось двойственное отношение: с одной стороны - это несомненно патриоты родной страны, но с другой-то их разгромили какие-то варвары с Запада! Необходимость менять что-то в ушу, перенаправить его на благие цели укрепления государства, оздоровления нации - такая задача уже понималась в среде образованных людей, связанных с военным делом.
И на сегодняшний день первенство по организации обучению ушу нового образца принадлежит китайскому военному Ма Ляну ( не путать с персонажем "Троецарствия"). Ма Лян (1878 - 1947) был родом из провинции Хэбэй, практиковали боевые искусства школы "Цзуншань шаолинь". Но гораздо интереснее тот факт, что он окончил артиллерийское отделение Бэйянского военного училище (北洋武備学堂 Beiyang wybei xuetang). Было такое учебное заведение в городе Тяньцзинь для профессиональных военных, его организовали в рамках проведения Цинской политики самоусиления.
В маньчжурских Восьмизнаменных войсках офицерские должности обычно передавались по наследству, но череда народных восстаний и войн с японцами вынудили Цинское правительство создавать армию нового времени, где на офицерские должности порой выдвигались инициативные военнослужащие из низового звена, обычно без образования.
Чтобы решить как-то эту проблему наместник столичной провинции Чжили и один из самых влиятельных сановников империи организует военную академию в Тянцзине.
В данной академии преподают китайские специалисты, преимущественно обучавшиеся военному делу в Германии, то есть по наиболее соответствующим эпохе современным западным военным стандартам.
Нам это интересно, так как вероятно оттуда Ма Лян и позаимствовал важный методический подход своей новой системы "Китайские новые боевые искусства":
разбивать движения на логические элементы, выполняемые на счет или по команде.
Другой важной идеей было разделение на программы: прикладная - для военных и полиции, и физкультурная - для гражданских.
Ма Лян разрабатывал свои идеи не в одиночку, в 1911 году он пригласил некоторых знаменитостей боевых искусств в Цзинань, чтобы разработать и организовать там школу обучения ушу по новым стандартам. Итог их совместной работы назвали "Китайские новые боевые искусства". Основой был принцип пошагового обучения. Тут произошел отход от типичного для китайцев холического восприятия - к европейскому аналитическому разбиению на элементы. И лучше всего это стало заметно в практике формальных комплексов-таолу, когда их тренировали в группе.
И это - маркер современного ушу, чуть дальше станет понятно, как это явление распространилось практически по всей стране.
Одним из наиболее интересных его соавторов был мастер мусульманского кулачного стиля чацюань Ян Хунсю, по прозвищу "быстрый кулак Ян". Именно у него учился мусульманин Ван Цзыпин, история которого легла в основу сюжета фильма "Яростный кулак" с Брюсом Ли.
Вот небольшая зарисовка про мастера Вана.
Ма Лян собрал и оформил идеи по реформе ушу в сборник «Новые китайские боевые искусства» с помощью других мастеров ушу, однако в дальнейшем он активно использовал свой политический статус и социальные связи для постоянного продвижения этих идей.
В 1916 году Министерство образования Бэйянского Правительства (北洋政府 běiyáng zhèngfǔ, 1912—1928) отправило людей в его школу города Цзинань для изучения «новых боевых искусств», после чего Министерство образования утвердило учебники по ушу на базе книги Ма Ляна. В 1917 году заместитель министра образования по военным вопросам и директор полиции постановили, что военные и полицейские должны учиться «новым китайским боевым искусствам». В том же году Национальная конференция директоров средних школ и правительственный конгресс в Бэйяне приняли резолюцию, в которой говорилось:
«новые боевые искусства» являются официальной гимнастикой национального сообщества
«Новые китайские боевые искусства» сыграли определенную историческую роль в истории современных боевых искусств Китая. Тем не менее, создание Ма Ляном «Новых боевых искусств» основано на армейской подготовке западных армий той поры, что внесло специфический вклад в методику преподавания.
Увы, в сороковом году, в годы войны с Японией, Ма Лян примкнул к оккупационной администрации. После разгрома Японии в 1945 году он был арестован как предатель, и умер в тюрьме города Цзинань в возрасте семидесяти лет. И по причине сотрудничества с японцами, его вклад в реформу ушу обычно сейчас представляется как негативный...
Продолжение будет завтра - мне в шесть утра на тренировку в парк вставать!