Найти тему
Шекспир

«Позволяет себе все»: Бедный Том, знакомящий и разжигающий хаос в « Короле Лире». Часть 4

Оглавление

...Начало в предыдущей части

https://www.pinterest.ru/pin/745768019517804506/
https://www.pinterest.ru/pin/745768019517804506/

Эдгар как "бедняга" функционирует как дестабилизирующая фигура благодаря еще одной путанице в идентичности, достигнутой благодаря ошибочной идентификации, а не двусмысленному использованию местоимений. Когда Иисус впервые встретил бедного Тома, он спросил его: "Отдал ли ты все двум дочерям твоим? И ты придешь к этому?". Настойчивость Лира на протяжении всей этой сцены приписывать положение бедного Тома неблагодарным дочерям создает впечатление безумия Лира, поскольку он не только не хочет, но и неспособен отделить свое несчастье и свою идентичность от бедного Тома:

Лир: Его дочери приводили его сюда?
Не мог бы ты ничего не спасти? Ты бы отдал их всех?
Дурак: Нет, он забронировал одеяло, иначе нам всем было стыдно.
Лир: Теперь все эти чумы, которые в маятниковом воздухе...
Веселись, как мужские грехи, на твоих дочерей.
У него нет дочерей, сэр.
Лир: Смерть, предатель! Ничто не могло покорить природу.
до такой низости, но его недобрые дочери.

Эдгар-ас-Том не отвечает на вопрос Лира напрямую в первый раз; затем он переходит от постановки вопроса бедному Тому: "Ты отдал все... ты пришел к этому?" - Чтобы спросить риторически или к глупцу и Кенту: "Привели ли его дочери к этому проходу?" Затем Иисус возвращается в прямое обращение к бедному Тому с "Ты", передавая навязчивое повторение этой идеи в сознании Лира. Как замечает Фоукс, "внезапно появляется бедный голый негодяй, и Лир проецирует на него свои обиды". Лир находит источник несчастья бедного Тома в личных страданиях самого Лира.

Этот отрывок иллюстрирует контрастные функции фигуры Бедного Тома как локуса стабильности и агента хаоса. Бедный Том усиливает сход Лира в безумие, так как здесь Лира выравнивает и путает свою идентичность с идентичностью бедного Тома. Учитель отказывается верить утверждению Кента о том, что у бедного Тома нет дочерей, и в ответ на это противоречие Кента с Лиром, он называет его предателем и угрожает ему смертью. Этот момент перекликается с попыткой Кента вмешаться во время любовного испытания в Акте 1, в котором Учитель предупреждает: "Кент, о твоей жизни, больше нет" и в конце концов изгнает Кента, превращая его в предателя. Как и в случае с пьесой, этот момент напоминает о первоисточнике хаоса в пьесе, изгнании Лиром Кента и Корделии и об успехе Гонэрила и Регана.

Таким образом, фигура бедного Тома побуждает к этому воскресению хаоса, заставляя Лира воссоздавать одну из самых ранних его катастрофических ошибок.

Однако странным образом эти строки также являются моментом ясности для короля Лира, в котором бедный Том вдохновляет Лира "видеть лучше". На данном этапе пьесы истинная личность замаскированного Кента остается скрытой от Лира и окружающих его людей. Таким образом, обращение Лира к Кенту как "предателя" является жутким моментом правильной идентификации в хаосе идентичности. И хотя смысл строк Лира не в этом, "ничего" в каком-то смысле не в том, что "покорило природу до такой низости"; ответ Корделии на тест любви в 1.1-"Ничто" - уверенно "уменьшило жизненные силы [Лира]" и ускорило цепочку событий, приведших Лира "к такой низости". Появление бедного Тома вызывает этот момент непреднамеренной (и, главное, непризнанной) ясности в Лире.

Но даже эти моменты ясности не противодействуют трагическому воздействию контраста между притворным, бессмысленным безумием бедного Тома и зацикленным, все более реальным безумием Лира.

Фигура бедного Тома таким образом "позволяет себе что угодно", так как он часто выполняет противоположные функции. "Бедняжка" олицетворяет безумие, горе и переворот иерархии, но именно эта персонификация позволяет бедняге Тому познакомиться с хаосом, помещая его внутри себя. Однако текст предполагает, что сила хаоса и беспорядков, которую представляет собой бедный Том, не может оставаться в полной мере сдерживаемой, поскольку язык, окружающий бедного Тома, изобилует двусмысленностью.

Изначально Эдгар представлял себе попрошайку из Бедлама как человека, чья личность не четко определена внешним миром, и как бедного Тома, он испытывает это чувство замешательства себя как в его собственном отношении к своей маскировке, так и в характерах, с которыми он сталкивается.

Фигура Бедного Тома стабилизирует хаотический штормовой мир, появляясь в нем естественным элементом, который может быть расположен и следовать ожидаемому тропу поведения общего попрошайки из бедняков. В то же время, в рамках короля Лира Бедный Том также подчеркивает безумие Лира, потерю Эдгаром себя, и иллюзорный характер идентичности в целом, таким образом, вводя хаос, который олицетворяет собой.