Сразу предупреждаю: 1. Я люблю лучшие советские комедии и, как и вы, пересматриваю их регулярно. 2. Мнение - субъективное, не претендующее на истину в последней инстанции. 3. Публикация не короткая.
Повторюсь - пишу со всем уважением и любовью к классике (это для критиков). И все-таки через одно-два поколения наши любимые фильмы останутся культовыми для ценителей "кино на все времена" и, увы, перестанут быть "народными".
Недавно услышал разговор двух девушек лет 16-17. Одна сетовала другой, что есть у них в компании один "чудик", который "смотрит все эти старые советские фильмы" и "чморит" друзей, которые не узнают цитаты из его любимых комедий. Заметьте, "белая ворона" в этой компании - не те, кто не знает классики, а тот, кто ее любит. Исключение? Тогда еще пример.
Читал лекцию студентам. По ходу выступления цитирую легендарную Маргариту Павловну Хоботову. Жду улыбок - в ответ молчание. "Покровские ворота"? - даю я наводку. Снова тишина - ребята переглядываются друг с другом - мол, о чем это дядя? Я в шоке. Ладно, можно не смотреть фильм, снятый лет за 20 до их рождения, но не знать кино, которое регулярно показывают по ТВ и о котором сделана масса телепередач? Ведь передо мной - не гопота с пивком, а умненькие ребята, студенты престижной Высшей Школы Экономики, гуманитарии, как-никак...
И я понимаю. Это же поколение интернета. Люди, практически не смотрящие телевизор. Для них Netflix, HBO, YouTube - источник "контента". "Мосфильм" или студия имени Горького - для них пустой звук, кино родителей и дедушек с бабушками, каждые новогодние каникулы пересматривающих любимые фильмы 30-40-50-летней давности.
Обидно? Только на первый взгляд. Справедливости ради - многие ли из нас пересматривают комедии 30-40-х? Кто спонтанно вспомнит крылатые фразы, скажем, бюрократа Бывалова? А "Господа! У белой женщины - черный ребёнок!!!" - процитируйте "Цирк" детям, скорее всего на вас посмотрят с недоумением. И это классика первого ряда! Что уж говорить о "втором ряду" - "Вратаре", "Девушке с характером", "Первой перчатке"? Классические ленты прошлого постепенно занимают место где-то в разделе почтенной классики, перестают быть частью современного контекста.
Увы, но фильмы еще и "морально" устаревают - теряют актуальность. Несколько лет назад решил приобщить сына и племянника к любимым комедиям и устроил просмотры шедевров. И обнаружил, что они просто не понимают половины - как минимум - шуток. Ведь наши лучшие фильмы прекрасно отражают реалии своего времени, нам они смешны, а вот новому поколению приходится рассказывать, почему мы хохочем на том или ином моменте. А над шуткой, которую надо объяснять, уже не смеются...
К примеру, мой любимый "Иван Васильевич". Мы вместе надрывали животы от хохота на сцене погони стрельцов за героями Яковлева и Куравлева. Но вот многие эпизоды приходилось подробно комментировать. Возьмем Буншу Ивана Васильевича. Ребятам было непонятно, почему этот странный человек нагло заходит в квартиры, пристает к людям, сует повсюду нос, запрещает развод. Дети поначалу подумали, что это фрик, городской сумасшедший - и мне пришлось долго объяснять им, кто такой управдом, почему этот "менеджер дома" так заинтересован в личной жизни чужих людей и что это за таинственные "показатели".
Та же ситуация повторилась и на обожаемой мною "Бриллиантовой руке". Подростки смеялись на эксцентрике - погони, драки, трюки принимались с восторгом. А все, что связано с понятными взрослым реалиями, вызывало вопросы и требовало пояснений. Почему поездка за границу - невероятное событие? Зачем преступникам такая сложная схема? Что это за люди с красными повязками и почему они нагло лезут в чужой гостиничный номер? А неизменно вызывающий хохот диалог "Откуда это у тебя? - Оттуда. - ОТТУДА! Как же я сразу не догадалась!!!". И снова - рассказ про "холодную войну" и смысл зловещего слова "оттуда".
А каково будет восприятие через поколение-другое, когда память о советских реалиях окончательно сотрется? Кто посмеется над перерывом на обед в магазине посреди рабочего дня? Над спекулянтом в увешанном "дефицитом" плаще? Над "элементами сладкой жизни"?
Есть еще один мощный фактор. Во всем мире победила голливудская "маркетинговая" модель кино. В нашем детстве новых фильмов было относительно немного - и лучшие из них навсегда остались в памяти, мы ходили на них по несколько раз, регулярно пересматриваем, хотя знаем наизусть. Но современному маркетингу и бизнесу это невыгодно.
Каждую неделю пачками выходят новые ленты. Важно заставлять зрителей "потреблять" больше и больше, идти в мультиплексы, платить за билеты круглые суммы, покупать попкорн и газировку с огромной наценкой. А главная "целевая аудитория" кто? Молодежь! Зачем ей пересматривать "древние" фильмы, когда бизнес агрессивно продвигает очередной блокбастер или новый сериал на платном ресурсе?
Конечно, наша классика не умрет. Всегда будут люди, ценящие настоящее кино. Наше поколение еще будет показывать детям любимый "старые" картины. А вот будут ли с таким же энтузиазмом следующие поколения "передавать" эстафету народной любви к советским комедиям? У меня большие сомнения. Это не катастрофа - увы, естественный ход вещей.
Кто-то (как я) смотрит винтажные фильмы, даже немые комедии, кто-то всегда будет выискивать кино-бриллианты, но это вряд ли будет массовым явлением. Что можем делать мы? Стараться прививать своим детям любовь к настоящему кино на все времена.