Недавнее исследование проливает свет на то, как власть может подпитывать самоуверенность, которая заставляет людей на руководящих должностях принимать неверные решения.
Исследование проводилось доцентом кафедры менеджмента и организации Университета Маршалла. Натаниэль Фаст и соавторы: Ниро Сиванатан из Лондонской школы бизнеса, Николь Д. Майер из Иллинойского университета, Чикаго, и Адам Галински из школы управления Келлога Северо-западного университета.
Исследователи указывают на фундаментальную истину в мире бизнеса: неограниченная власть может препятствовать принятию решений. Эту истину можно распространить и на политических лидеров.
По словам Натанаэля Фаста:
"Цель этого исследования заключалась в том, чтобы помочь власть имущим осознать одну из подводных камней, от которых часто становятся жертвами лидеры: общее чувство контроля, которое приходит вместе с властью, заставляет людей чувствовать себя слишком уверенными в своей способности принимать правильные решения".
Исследователи провели ряд экспериментов для изучения этой тенденции. В одном эксперименте субъектов попросили поставить деньги на точность собственных знаний. Но сначала участников связывали с ощущением либо власти, либо бессилия, попросив вспомнить и записать некоторые детали конкретного опыта, когда они обладали или не имели власти над другими людьми. Затем участникам было предложено ответить на шесть фактических вопросов и установить "доверительную границу" того, насколько хорошо, по их мнению, они справлялись со своими обязанностями.
Натаниэль Фаст прокомментировал:
"В ходе исследований мы обнаружили, что власть приводит к переопределенности, что является тенденцией переоценивать точность личных знаний."
Исследование показало, что субъекты, которые были обучены чувствовать себя могущественными, фактически потеряли деньги, делая ставку на свои знания, а те, кто не чувствовал себя сильным, делали менее рискованные ставки и не теряли деньги.
Исследовательская группа предположила, что чрезмерная самоуверенность среди влиятельных людей может быть ограничена блокированием их субъективного чувства власти, направляя внимание на пределы их личной компетентности. Они тестировали это, распределяя субъектов на силовые или маломощные роли. Но чувством компетентности субъектов также манипулировали, задавая им ряд вопросов "да" / "нет" лидерских качеств. Субъекты затем случайным образом получили ложный балл - от "плохой" до "отличного" - через компьютер и сказал, что их баллы отражают их способность к лидерству. Участникам, набравшим "низкие" баллы, было рекомендовано, что они "могут быть не столь компетентны, как другие".
После того, как были получены результаты, субъектов попросили поставить деньги на то, насколько хорошо они ответят на шесть пустяковых вопросов.
Опять же, "влиятельные" субъекты потеряли больше денег, но участники, которые были вынуждены сомневаться в своей компетентности, этого не сделали.То есть, когда субъекты чувствовали себя субъективно сильными, они были наиболее уязвимы для принятия слишком самоуверенных решений.
Натаниэль Фаст считает, что лучшие лица, принимающие решения, могут найти способы избежать этой уязвимости:
"Самые эффективные лидеры приводят вокруг себя людей, которые критикуют их. Как обладатель власти, самое умное, что вы можете сделать, это собрать вместе людей, которые будут проверять ваше мышление и которые не боятся бросить вызов вашим идеям". Но, как ни парадоксально, исследование показывает, что чем сильнее они становятся, тем меньше лидеров думают, что им нужна помощь.
Адам Галинский сделал вывод:
"Сила - это эликсир, повышающий самооценку препарат, который проникает в мозг и говорит о том, насколько велики ваши идеи. Это делает могущественных людей уязвимыми для принятия самоуверенных решений, которые ведут их в тупик".
Власть и самоуверенность в принятии решений" Натанаэля Фаста, Ниро Сиванатана, Николь Д. Майер и Адама Галинского находится в печати в рубрике "Организационное поведение и процессы принятия человеческих решений".
Лица, принимающие решения, делают выбор в пользу быстрых результатов.
Когда люди сталкиваются с выбором, который может привести к краткосрочному вознаграждению или долгосрочной выгоде, те, кому предоставлена полная информация о вариантах, как правило, предпочитают быстрый результат.
Стремление
Стремление к чему-то интенсивному (например, к празднику или еде) может изменить выбор человека в процессе принятия решений с учетом более широкого спектра рассматриваемых вариантов, чем это обычно бывает.
Исследования проливают новый свет на ментальные процессы, связанные с "контрфактуальным мышлением", в ходе которых рассматриваются прошлые решения и оцениваются альтернативные варианты.
Новый консенсус в отношении того, что ученые приходят к пониманию происхождения и механизмов морали.