По повелению Великого Князя Киевского Владимира Мономаха и по решению Любечского съезда в 1111 году был организован Русский Крестовый Поход в степь против половцев. Когда в конце февраля войско подготовилось к выходу из Переяславля, то впереди него выступили епископ и священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. А затем, на расстоянии 11 верст, представители духовенства двигались впереди русского воинства. В дальнейшем они шли в обозе войска, где находилась и вся церковная утварь, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги.
Мономах, ставший вдохновителем этой войны, придал ей характер Крестового Похода по образцу Крестовых Походов западных рыцарей против мусульман Востока. Инициатором тех походов выступил Папа Римский Урбан II. А в 1096 году начался первый Крестовый Поход в Святую Землю, закончившийся взятием Иерусалима и созданием рыцарского Иерусалимского Королевства. Священная идея освобождения Гроба Господня в Иерусалиме от рук неверных стала идеологической основой этого и последующих походов западных рыцарей на Восток. Сведения о Крестовом Походе и освобождении Иерусалима быстро распространились во всем христианском мире. ОДИМ ИЗ ВОЖДЕЙ КРЕСТОВОГО ПОХОДА БЫЛ ГУГО I (V) ВЕЛИКИЙ КАПЕТИНГ— ГРАФ ВЕРМАНДУА И ВАЛУА, СЫН КОРОЛЯ ФРАНЦИИ ГЕНРИХА I И АННЫ ЯРОСЛАВНЫ, БРАТ ФРАНЦУЗСКОГО КОРОЛЯ ФИЛИППА I, ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ МОНОМАХА, СВЯТОПОЛКА И ОЛЕГА. Первым, кто принес эти сведения на Русь, был игумен Даниил, побывавший в начале XII века в Иерусалиме, а потом оставивший описание своего путешествия о пребывании в Крестоносном Королевстве. Даниил был в дальнейшем одним из сподвижников Мономаха. Возможно, ему и принадлежала идея придания походу Руси против половцев характера Крестового Похода. Этим можно объяснить и ту роль, которую отвели духовенству в этом походе.
В поход вышли Святополк, Мономах, Давыд Святославич с сыновьями. С Мономахом находились его четыре сына — Вячеслав, Ярополк, Юрий и девятилетний Андрей. Достигнув реки Ворсклы, перед выходом в половецкую степь Мономах снова обратился к духовенству. Священники воздвигли на холме большой деревянный крест, украшенный золотом и серебром, и князья целовали его на глазах всего воинства. Крестовая символика похода продолжала соблюдаться.
Русский Крестовый Поход достиг самого сердца половецких земель. В ожесточенных боях половцы были разгромлены и обложены данью. Были взяты и половецкие города: Шарукань открыл ворота русским и был пощажен, Сугров отказался сдаться, и был стерт с лица земли. Интересен эпизод с битвой на реке Сольнице, притоке Дона. Появление стяга Мономаха в центре битвы воодушевило русов. Половцы не выдержали яростной схватки и бросились к донскому броду. Их преследовали и рубили; пленных и здесь не брали. Около десяти тысяч половцев полегло на поле боя, остальные бросали оружие, прося сохранить жизнь. Лишь небольшая часть во главе с Шаруканом ушла в степь, другие ушли в Грузию.
После этого половцы ещё долго не решались тревожить границы Русских Земель. А весть о русском Крестовом Походе в степь была доставлена в Византию, Венгрию, Польшу, Чехию и Рим.
(по материалам учебника «История России с древнейших времен до наших дней», Боханов А.Н., Сахаров А.Н., Шестаков В.А., 2013).
Из прочитанного материала мы узнали, что:
- у русских православных людей был как минимум один собственный Крестовый Поход, в 1111 году против половцев;
- двоюродный брат организатора русского Крестового Похода против половцев, Великого Князя Киевского Владимира Мономаха - граф Гуго Вермандуа в своё время был одним из вождей Крестового Похода в Святую Землю (Иерусалим);
И ещё один интересный факт, не вошедший в публикацию. В 1656 году в подмосковном городе Истре был основан православный Новоиерусалимский монастырь. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря возводился по образу Храма Гроба Господня в Иерусалиме. В Воскресенском соборе находятся, среди прочего, символические гробницы Королей основанного крестоносцами в 1100 г. Иерусалимского Королевства - Готфрида Бульонского и Балдуина I.
Таким образом, сама идея Крестовых Походов вовсе не чужда Православию и Руси.