Светильник тела есть око... (Лк.11:34-36)
Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло все так, как бы светильник освещал тебя сиянием (Лк.11:34-36).
Эти слова Христа довольно сложны для понимания. Они встречаются в Евангелии от Матфея и от Луки, при чем в последнем в более пространном виде.
Чтобы понять правильно это место достаточно представить человека идущего в темноте со светильником в руках. Пусть это будет человек с фонарем в руке. Без своего светильника-фонаря такой человек вряд-ли сможет нормально передвигаться. Он будет или спотыкаться, или ударяться о стены и т. п. Вот таким «фонарем» для нашего тела являются наши глаза. Именно они помогают человеку ориентироваться в пространстве. Да и не только в пространстве, глазами мы читаем, смотрим на людей и даже выражаем какие-либо чувства. Без глаз наше тело подобно человеку, идущему в темноте, но уже без фонаря.
Именно это и имел в виду Господь, когда сказал: «Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно». То есть если глаза твои больны, то от этого страдает и все остальное тело: человеку тяжело передвигаться или вообще делать что-либо, ведь без света мы не можем делать очень многого.
В чем же смысл этого изречения?О чем Господь хотел сказать нам здесь? Конечно Христос здесь рассуждает о духовном в форме притчи. Разгадка этой притчи содержится в вопросе Господа: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф.6:23) При чем в Евангелии от Луки этот вопрос Он задает несколько по-иному «Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?».
Из этого вопроса видно, что Христос говорит не столько о значении глаз для тела, сколько о духовном свете, который в каждом из нас («свет, который в тебе»). Светильник тела есть око, а светильник души есть Сам Христос. Именно Он излучает тот свет, который «просвещает всех», Он есть «свет миру» (Ин.8:12), Он есть тот Свет, который тьма не способна поглотить (Ин.1:5).
Если же светильником своей души человек выбирает не Христа и Его заповеди, а диавола, то какова же тьма, которая излучается им? Представьте себе фонарь, который вместо света излучает тьму. С таким фонарем далеко не уйдешь — его излучение многократно увеличит темноту и сделает передвижение человека в темноте невозможным. Да, такого фонаря в природе не бывает. Но в духовной жизни такое бывает. Человек, который освещает свой жизненный путь не светом Христовых заповедей, а удовольствиями, служением своему телу и прочими грехами, излучает тьму вокруг себя.
Итак посмотрим в свою душу. Свет Христовой любви, который должен гореть в нашем сердце, «не есть ли тьма?». Не омрачено ли наше сердце тщеславием, самолюбием и прочими страстями? Будем же стараться, чтобы и душа и тело наше были просвещены светом Христовым.
Священник Валерий Варнашов