как ездить на велосипеде по городу и остаться в живых.
нарратив, для которого это было написано, яндекс убил
0. НЕ РАССЧИТЫВАЙ, что тебе кто-то что-то должен
За всё, что происходит на дороге, отвечает велосипедист. Своей собственной тушкой, очень слабо защищённой и весьма условно маневренной
1. СЕКИ ПОЛЯНУ
Ты должен видеть вокруг себя всё и всех, все возможные траектории и вероятные мотивации. В принципе, это актуально и для водителя, и для пешехода, и даже отчасти пассажира, но именно велосипедисту особенно важно. Правила, светофоры, разметка - это всё параметры единой модели "дорожного бытия", и твоё сознание (а уже потом - решения и действия) должно определять ВСЁ это бытиё, а не формальные закорючки.
ЗЕРКАЛО - обязательно. Не декоративное плоское, а нормальное панорамное, поставленное так, чтобы реально видеть заднюю полусферу. В солнечную погоду - ОЧКИ, причём обязательно ПОЛЯРИЗОВАННЫЕ.
Насчёт наушников - они не так страшны, как их малюют, но при условии, что мозг справляется с параллельными процессами. Что не всем дано, есть люди, которые и пешком теряют всякую ориентировку в пространстве, стоит им по телефону заговорить.
2. ПОМНИ - ТЕБЯ НЕ ВИДЯТ
Ты кажешься себе таким ярким и красивым, но для других ты - маленький и невзрачный. Даже если у тебя фара от паровоза и джедайский меч вместо светодиодика сзади - ТЕБЯ НЕ ВИДЯТ.
И прежде чем совершать любой маневр или просто продолжать движение, ты должен быть готов к тому, что тебя не заметят и отнесутся как к пустому месту. И когда это случится - ты должен иметь ДВА запасных варианта, обеспечивающие отсутствие хотя бы тяжких телесных повреждений.
3. БУДЬ ПРЕДСКАЗУЕМ
Это касается всех участников движения, но "хрустик" и здесь особенный. И часто - особенно дурной. Хуже только малые дети, но их всё же более-менее ловят родители, хотя и не всегда. Это очень важно, но, как ни удивительно, далеко не все об этом вообще в курсе.
Ехать нужно прямо, поворачивать плавно и заблаговременно. Если правый ряд заставлен машинами - не уходи в "карманы", двигайся по прямой левее стоящих.
Если впереди препятствие - выходи во второй ряд заранее, а не выскакивай под прямым углом. И всегда показывай повороты, это не сложно - просто выстави руку в сторону поворота. Не умничай - согнутую вверх противоположную руку понимает 10% водителей, маши туда, куда собрался поворачивать или смещаться.
И помни - велосипед, как и другие транспортные средства, должен ехать по ПРАВОЙ стороне. А того, кто учит "двигаться навстречу транспорту" - гони пинками на обочину, пешком
4. НЕ ЛЕЗЬ В ПЕКЛО
Это касается как запрещенного ПДД движения по магистралям и тоннелям, так и формально не запрещённого, но недопустимого. Например движения рядом с фурой. Фура - дура, но это не её проблемы. Если что - дальнобой будет сидеть (и то вряд ли), а ты будешь лежать, и хорошо если на койке, а не на столе.
5. БУДЬ ЗАМЕТЕН
Да, п.2 не случайно идёт раньше п.5, но дай остальным участникам движения хотя бы шанс :). Обязательно яркая одежда, катафоты или отражающая лента, ночью - активный свет. Благо современные диодные фонари светят как чёртов глаз, а стоят как два захода в макдональдс. И весьма желательны на руки яркие перчатки - повороты показывать.
6. Выучи ПДД
Вообще желательно иметь права и опыт по другую сторону капота. Это ОЧЕНЬ прочищает мозги, и пешим и конным. И уж как минимум скачать на смартфон программку "экзамен в ГИБДД" и погонять её по полчасика в день - обязательно. Там нет вопросов для велосипедистов, но надрочив экзаменационные билеты, ты будешь понимать водителей.
Ты должен думать как водитель и вести себя как водитель - водитель тихоходного, но всё равно транспортного средства.
7. Используй правильный велосипед
Чтобы ездить по городу, велосипед должен иметь нормальную резину с рисунком (иначе первый же не помывший колёса после стройки самосвал может преподнести очень неприятный сюрприз), ДВА качественных тормоза (ветхозаветный "советский велосипед" с торможением педалями назад - годится для езды по деревне, где две машины и то одна сломана, а вторая - пожарная). На шоссейнике ездить можно но - тому, кто реально умеет ездить на шоссейнике, не нужны мои советы.
А вот что касается велодорожек, разметки, тротуаров, переходов - тут см. п.1. Правила надо знать, но ДАВИТ НЕ СВЕТОФОР. А велодорожки в Москве проектирует и утверждает тот, кого персональный водила возит.
p.s. Ну и холиварные вопросы:
- можно ли ехать по переходу. Можно. Убедившись, что нет машин, которые могут на нём оказаться одновременно с тобой или водители, которые могли бы на него выехать, тебя точно увидели и пропускают. Вылетать на переход на 30кмч из-за угла - ну разве что если тебя Анубис позвал;
- можно ли ехать на красный. Можно, если полностью понимаешь схему работы светофора, направление потоков, которые он регулирует и абсолютно уверен, что не пересекаешь курс никому. Да, и мажору на кайене во-о-он за тем углом, который через четыре секунды пролетит здесь - тоже;
- Можно ли ехать по МКАД, ТТК и т.п. В Валгаллу - можно, в другое место - нельзя;
- Можно ли ездить без шлема. Можно. Вероятность попасть в такую аварию, что наличие шлема существенно меняет последствия - невелика. Но вообще велошлем довольно удобен для езды и ситуации, когда он поможет - реально есть. Роллерские налокотники тоже не помешают, если опыт невелик или дорога сложная (содержит грунтовые спуски, съезды с откосов и т.п). Наколенники, в которых реально ехать на велосипеде - сложная и недешёвая штука, а ездить в полной защите реально неудобно. Это для даунхилла, совсем отдельной спортивной дисциплины;
- Можно ли ехать по тротуару. Можно. Но таким образом, чтобы не мешать пешеходам. А пешеход - существо дикое и непредсказуемое. Да, к велодорожкам это тоже полностью относится - на них пешеходы;
- Можно ли ехать по дороге при наличии велодорожки. Иногда даже нужно. На велодорожке - пешеходы, коляски, дети, собаки и БОРДЮРЫ. А также большинство велодорожек в принципе не предназначались для движения на скорости более 15км/ч - они банально горбатые.
Но главное - помнить пункт номер ноль и думать головой. Всегда.