С лета 1923-го ведется отсчет эксплуатации российских пассажирских авиалиний. Первой, на постоянной основе, по расписанию, рекламой и на импортных самолетах была именно это линия - "Москва-Нижний Новгород"..
Эксплуатантом был "Добролет" - акционерное общество с уставным капиталом 2 миллиона золотых рублей.
Первого августа состоялся первый регулярный рейс (хотя нерегулярные рейсы доставки пассажиров и грузов велись уже с июня)... Расстояние в 420 км было преодолено за 2 часа 45 минут.
Итак, несколько интересных фактов:
1. Использовались импортные самолеты Юнкерсы F-13, каждый брал до 6 пассажиров; на этой линий указывается максимальное число - 4; плюс бесплатный багаж 8 кг, плюс возможность платной перевозки до 25 кг (на каждого)....
2. Самолет летел без радиосвязи с землей - на высоте около 300 метров, ориентируясь по рекам, полотну железной дороги и пр. Поэтому рейсы выполнялись только в хорошую погоду. Да, самолет делал еще промежуточную посадку в Ивано-Вознесенске.
3. Линия была первой в стране, естественно, все газеты об этом много и шумно писали. Отмечались высокое качество пилотов, удобства для пассажиров (в Нижнем для пассажиров подавался специальный автомобиль для доставки на аэродром). Билеты заказывались по телефону
4. Видимо, газеты не акцентировали внимание читателей на:
- пилоты и бортмеханики были немцами, зарплата в ам.долларах. только к концу года подготовили 6 русских пилотов и 12 бортмехаников.
- самолеты находились на открытой стоянке. Телеграфная и радиосвязь отсутствовала.
- заправка самолетом бензином производилась вручную (что было очень долго и неудобно)
- данные о погоде собирали по телефону от дежурных телефонисток Коврова, Владимира и Нижнего Новгорода... Gismeteo не было в принципе..
5. В Москве на аэродроме был выделен отдельный домик для "Добролета", в котором две комнаты были предназначены для конторы и комнаты отдыха пилотов, а верхний этаж - салон отдыха для пассажиров...
6. Наличие двойного управления на Юнкерсе помогло быстро подготовить смену импортным пилотам и механикам - во многие рейсы вместо бортмеханика-немца брали русского пилота, которые обучался управления во время регулярных рейсов
7. Полеты до Нижнего Новгорода производились до 22 сентября. Перевезли 233 платных пассажира и почти 2 тонны почтовых отправлений.
Пост о первом советском пассажирском самолете - здесь.
Информацию о спутниковой связи читайте тут.
Всем удачи и мирного неба!