В детском возрасте формируются основы таких моральных качеств, как мужество, бесстрашие и смелость. Вся система воспитания детей построена так, чтобы вырастить наших детей смелыми и мужественными.
Чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для воспитания у ребенка характера, отличающегося мужеством и бесстрашием, необходимо знать, что именно способствует и что препятствует этому.
Родители уделяют недостаточное внимание предохранению детей от испуга, т. е. переживаний страха, вызываемого сильны ми, неожиданными впечатлениями. Большой вред причиняет запугивание ребенка различны ми мифическими сверхъестественными существами: лешими, домовыми, чертями, а так же страшными животными, насекомыми.
Целый ряд навязчивых страхов, возникает в детском возрасте вследствие испуга, остается у человека или на всю жизнь, или только в зрелом возрасте преодолевается с большим трудом. К числу этих страхов относятся: боязнь грома и молнии, боязнь темноты, страх перед домашними животными (коровами, собаками), перед некоторыми насекомыми. Раз испытанные страхи переживаются вновь человеком либо по воспоминанию, либо при последующей встрече с тем, что вызвало когда-то испуг. Боязнь грома и молнии по свидетельству многих, опрошенных нами, лиц, появилась у них в результате испуга именно в детском возрасте. В некоторых случаях, в результате испуга, вызванного грозой в детском возрасте, возникает устойчивый страх ожидания резких и сильных слуховых раздражений.
У некоторых детей, в результате испуга, образуются и другие виды стойкой, длительной боязни, например, боязнь утонуть, упасть с высоты. Испуги, пережитые в детском возрасте, являются основной причиной и страхов перед домашними животными. В некоторых случаях испуг происходит случайно, в других же - в результате намеренного запугивания детей "в шутку".
Нередко детей пугают темной комнатой и вообще темнотой. Страхи, связанные с темнотой, являются очень распространенными в детском возрасте. Они возникают под влиянием внушенных представлений о темноте как опасном явлении; в особенности большое распространение имеет страх, связанный с темнотой, у детей, воспитанных среди суеверных людей. Страх темноты усиливается, когда ребенку внушается, что темнота — это время появления всех сверхъестественных и таинственных сил. На развитие этого вида страха в детском возрасте оказывает огромное влияние и запугивание детей различными бреднями о похождениях мертвецов, русалок, домовых и подобных им мифических существ. В таких случаях страх перед темнотой часто доходит до степени ужаса.
Боязнь покойников приобретается ребенком в детстве в результате запугивания взрослыми, или под влиянием рассказов детям о мертвецах и их похождениях в очное время. Иногда эти запугивания происходят ненамеренно: при ребенке взрослые говорят о страшных приключениях на кладбище, в лесу и в других местах в ночное время, дети же являются слушателями этих небылиц; в других случаях детей нарочно пугают, чтобы добиться их повиновения.
Эти впечатления детства становятся на столько стойкими, а представления, связанные с ними, так прочно укрепляются, что нередко их трудно преодолеть человеку в течение всей его жизни. Они являются одним из источников трусости. Запугивание ребенка, особенно в раннем детстве, в каком бы виде оно ни происходило, оказывает чрезвычайно вредное влияние на все его психическое развитие. В первую очередь оно пагубно отражается на воспитании у ребенка смелости и уверенности в себе.
Условия воспитания играют большую роль и в возникновении у детей страха перед крысами, мышами, пресмыкающимися, "устрашающими" насекомыми. Нужно рассказать ребенку, что представляет собой животное, в чем его вред и как можно уберечься от него. Если животное или насекомое безвредно, хотя и вызывает неприятное ощущение своим видом, ребенок тоже должен быть предупрежден об этом. Необходимо решительно пресекать попытки старших детей намеренно запугивать своих младших братьев и сестер.
Важнейшее значение имеет активная борьба со страхом самого подростка, юноши или девушки, когда они осознали необходимость избавиться от своего страха. Эта борьба ведется ими или самостоятельно, или под руководством и с помощью воспитателя.
Если человек поставил целью активно бороться со своим страхом, то при повторных встречах с тем же явлением у него ослабляются переживания страха; далее это может привести к полному его исчезновению. Если же активная борьба со страхами не ведется, то при повторных встречах с тем же явлением страх не только не ослабляется, но даже усиливается.
Преодоление страха перед сверхъестественным наиболее успешно осуществляется в условиях обучения в школе. Под влиянием обучения учащиеся осознают необоснованность этого страха, являющегося пережитком прошлого, у них возникает
стремление его преодолеть.
Детские страхи и их предупреждение.
11 октября 201911 окт 2019
1228
4 мин