Взрослые часто жалуются на отсутствие культурных навыков у детей: на их невежливость, неопрятность, беспорядочность. Кто же виноват в этом, как не сами взрослые?
Взрослые должны прививать эти навыки детям. Одно из свойств, присущее детям всех возрастов,- это подражательность. Особенно ярко она выражена у детей трех пяти лет. Они подражают всем действиям взрослых, как положительным, так и отрицательным. Если ребенка окружают резкие, беспорядочные движения, грубые окрики, то в силу подражательности он и сам усваивает та кую ж е резкость движений, грубость тона. Ребенок учится жить, если окружающие его взрослые и старшие дети внутренне и внешне организованы.
Хорошая и полезная привычка очень облегчает жизнь и делает ее более приятной. Ребенку с самого малого возраста можно и должно начать прививать хорошие культурные привычки. Дома эта обязанность падает на родителей, в детском саду — на воспитательниц. Эта обязанность велика и ответственна, и взрослые должны выполнять ее неукоснительно, день за днем, час за часом. Путем постоянного повторения эти привычки становятся прочными, входят с самого раннего возраста в плоть и кровь, и никакие перемены в условиях жизни не смогут их уничтожить.
Прежде всего мы должны прививать, ребенку привычку к самостоятельности. Маленький ребенок уже с трех лет должен иметь возможность проявлять значительную самостоятельность в своей по вседневной жизни. И если только, не ста вить детям препятствий на пути к их самостоятельности, они охотно и радостно будут выполнять различные действия сначала для себя, потом мало-помалу и для других. Проследим весь день маленького ребенка. В определенный час он просыпается, и надо приучать его вставать тотчас же, не разрешая ему валяться в постели, хотя бы не сколько минут. Ребенок встает, умывается и одевается, и тут, смотря по возрасту, нужно приучать его, хотя бы частично, проделать то или другое самостоятельно: пусть трехлетний вымоет самостоятельно руки, шести-семилетний вымоет и лицо, и уши сам; сам повесит полотенце. С возрастом возможности его растут, и ребенок надевает самостоятельно себе большее число принадлежностей своей одежды. Есть шестилетние дети, которые одеваются совершенно самостоятельно.
Ребенок должен приучаться держать все принадлежности в порядке. Ребенок раздевается, чтобы ложиться спать, - он аккуратно складывает свое белье на стул или вешает на спинку стула, чтобы они не мялись. Утром он быстрее все это наденет на себя: вещи не разбросаны по всей комнате, где попало, все они под рукой, и их не надо собирать; к тому ж е они в полном порядке, не измяты, не испачканы.
Такое отношение должно вырабатываться у детей не только к их одежде, но и ко всем вещам: ребенок должен убирать свои игрушки на место; если он разбросал вещи, пусть подберет; если насорил, пусть подметет; если разлил воду, пусть вытрет. Никогда не следует упрекать его, что он сделал плохо, наоборот, надо поощрить, еще раз показать как нужно делать. Маленькие дети в работе хотят всего на стоящего. Они не удовлетворяются игрушечными вещами: им нужно мести настоящий пол и настоящей щеткой, мыть настоящую посуду и т. д. Мы даже не представляем себе, сколько полезной работы могут произвести малыш и без утомления, с удовольствием, с чувством гордости.
Надо следить за тем, чтобы ребенок вовремя еды сидел за столом правильно, чтоб не вскакивал с места то за тем, то за другим, чтобы дожидался конца завтрака, обеда или того момента, когда старшие позволят ему встать из-за стола. Его надо приучать правильно обращаться с ложкой, вил кой, ножом. У него всегда должна быть салфетка, и надо научить его выти рать ею рот и руки.
Если следить постоянно за тем, чтобы ребенок, прося чего-нибудь, всегда говорил "пожалуйста", благодарил за всякую услугу, извинялся за всякую неловкость, то эти привычки войдут в плоть и кровь и останутся на всю жизнь. Взрослые, в свою очередь, должны так же относиться и к ребенку, как бы мал он ни был, ибо он является личностью, требующей к себе уважения. Родители должны учить детей, входя в комнату, предварительно постучаться в дверь, не хлопать дверью, не стучать стульями и столами, не толкаться, правильно брать вещи с полочек, вежливо просить и спрашивать то или другое.
Ребенок не должен вмешиваться в разговор старших, а также прерывать их разговор, если ему надо что-нибудь. Он должен терпеливо выждать, пока мать окончит свой разговор с собеседником. Дети должны не только исполнять разумные требования взрослых, но и помогать им, а также оказывать помощь слабым: маленькому ребенку, старикам, инвалидам.
Все сказанное нами на первый взгляд может показаться мелочами. Но часто многие поступки людей обусловливаются заложенными в детстве навыками и привычками. Если постоянно относиться серьезно и внимательно к детям, воспитывать в них эти полезные и культурные привычки, они вырастут людьми, жизнь с которыми будет легкой и приятной при всяких обстоятельствах.