Мы везли их очень долго. Остановились на какой-то станции Ириновской железной дороги и заставили под дулом винтовок рыть яму. Они рыли ее руками, путаясь в кандалах, причем так доверчиво, будто не понимали, что будет дальше. После того, как земляная тюрьма была вырыта наполовину, прозвучала команда: "Раздеться и в яму!".
Как они закричали...начали просить о помощи, разом заплакали женщины. Все 61 будто стали единым человеком, но среди них был он - Гумилев, Николай Степанович, 33 лет, бывший дворянин, филолог, поэт, член коллегии "Издательства Всемирной литературы", беспартийный, бывший офицер. Участник Петроградской боевой организации, который помогал составлять прокламации, обещал поддержку интеллигенции, а также отдавал деньги в поддержку тех.надобностей при восстании.
Он стоял поодаль, когда мы сталкивали и расстреливали первую партию, а вторая выла так надрывно, что даже у нас, чекистов, сжалось сердце под рубахой. А Гумилев улыбался, докурил папироску и спрыгнул в яму сам. Молодцевато, крепко, держась до последней минуты, по-мужски.
-Фанфарон,- сквозь зубы процедил комбат и выстрелил очередью.
Так погиб Н.С.Гумилев, произведения которого было запрещено издавать на протяжении 60 лет, а расстрелять могли только за хранение портрета этого талантливого и незаслуженно забытого поэта. Кто же он: предатель или невинно осужденный?
Чувствительный ко всему
Родившийся в Кронштадте, Коля Гумилев был болезненным ребенком. 9 лет они прожили в Царском Селе, откуда отец, морской врач, С.Гумилев увез маленького Колю и его мать, Анну Ивановну, в Петербург.
У Коли очень рано обнаружилось повышенная нервная возбудимость, болезненность, а еще будущего поэта стали посещать сильные головные боли. Гумилев реагировал на любой, даже малейший шум. Это состояние давало как плюсы, так и минусы. Из-за обостренной чувствительности Коля различал самые тончайшие ноты ароматов, а также отлично слышал, а с другой стороны - излишне эмоционально реагировал на поступки окружающих.
Случались совсем уж тяжелые периоды, когда мальчик терял слух и не мог совсем ориентироваться в пространстве.
Ходили даже слухи, что Коля хотел утопиться из-за такого недуга, но родственники тщательно скрывали такую информацию.
Несмотря на сложное самочувствие, Коля рос сильным и смелым. Среди сверстников был лидером, споконым и уверенным, почти никогда не плакал и не капризничал в семье. А фантазиям юного дарования не было границ, он уже тогда, в детстве сочинял неплохие рассказы и даже писал стихотворения:
На ступенях балкона
Я вечером сяду,
Про век Наполеона
Слагая балладу.
И пронесут знамена
От Каэро к Парижу.
На ступенях балкона
Я их не увижу.
Летние месяцы Гумилев проводил в Поповке - фамильной усадьбе под Питером, чтобы на свежем воздухе поправить свое здоровье. Он носился как угорелый на оседланных и не оседланных лошадях, сражался с товарищами за импровизированную крепость - маленький островок в центре пруда. Товарищей восхищала его храбрость и наивность, резкая вспыльчивость и бесконечная доброта. А еще юный Коля был очень горд, за своей гордостью он скрывал большую застенчивость.
Путь конквистадора
Позже Гумилев проводит три года в Тифлисе, там же пишет свои первые стихотворения о любви. Он слышит, первые робкие трели этого волшебного чувства, но незнакомок вокруг него становится очень много, поэтому одно и тоже стихотворение Коля мог читать разным девушкам.
После Тифлиса немного поздоровевший Гумилев возвращается в Царское село, заканчивает там гимназию и встает на путь, определивший всю его дальнейшую жизнь. Директором Царскоселькой Николаевской гимназии в то время был известный символист И.Аннеский, который и сподвиг Гумилева обратить свое внимание на символизм,а позже стать одним из самых ярких представителей акмеизма.
Я тот, кто спит, и кроет глубина
Его невыразимое прозванье:
А вы — вы только слабый отсвет сна,
Бегущего на дне его сознанья!
В 1905 году у почти оперившегося гимназиста выходит первый сборник "Путь конквистадоров", отличающийся оригинальностью, склонностью к экзотике. Во всех персонажаж отражается автор с его волевым характером, обожающий романтику подвига. Рыцарь уже родился и ждал свою Прекрасную Даму.
Романтические цветы
Ее стала Анна Горенко - будущая известная на весь мир поэтесса Анна Ахматова, основоположница "женской поэзии" в русской литературе. С Анной Николай познакомился еще будучи гимназистом, так как Горенко была сестрой его друга Андрея. Красота Анны сразила Гумилева сразу, и Николай со свойственным ему пылом принялся завоевывать свою будущую жену, которая 6 раз отказывала ему.
Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны,
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны
Ничего не помогало: стихотворения о любви Анна писала сама, подарки для нее были не в новинку, а сильные чувства начинающая поэтесса, как будто смаковала под пристальным взором лупы, при этом не отвечая взаимностью Гумилеву.
Не в силах добиться Анну мирным путем, Гумилев травился, стрелялся в Булонском лесу, но его чудом спасали. В Гренвилле, на пляже, куда он специально приехал утопиться после очередного отказа Горенко выйти за него замуж, Гумилева снова вытащили из воды. Видно, не здесь смерть ходила.
Отказавшись от таких "токсичных" отношений, которые рвали его душу, он уехал за границу, много путешествовал, даже побывал в Африке, откуда привез целое море изысканной и оригинальной поэзии: "Озеро Чад", "Африканская ночь", "Красная ночь", "Жираф", "Либерия" и т.д.
Я многое понял в тот миг сокровенный,
Но страшную клятву мою не нарушу.
Царица, царица, ты видишь, я пленный,
Возьми мое тело, возьми мою душу!
В его жизни даже возникала поэтесса Е.Д.Васильева, он пытался заменить ею свою Анну, и ходил на дуэль с М.Волошиным, но все равно Горенко возникала перед ним всюду.
Он посыла ей подарки, сувениры, отвечал на письма и всегда прислушивался к ее мнению о своих стихах, если они не нравились Анне, то Гумилев сжигал свое творчество без промедления.
Много путешествуя, Гумилев будто залечивал свои раны скитаниями по странам:
Я женщиною был тогда измучен,
И ни соленый, свежий ветер моря,
Ни грохот экзотических базаров,
Ничто меня утешить не могло.
О смерти я тогда молился Богу!
Цех поэтов и жена-муза
Гумилев понимает, что надо очень много работать над собой. Анна никогда нес может полюбить его таким: вечно ищущим ее тень, жалким и беспомощным, каким Николай себя считал. И он с жаром начинает совершенствоваться: уезжает за границу, много читает, учится в Петербурском университете сначала на юриста, а потом историко-филологическом факультете
В это время Гумилев много печатается в журналах "Весы", "Русская мысль", газете "Речь" и т.д. Издает свой самый известный сборник "Жемчуга", принимает участие в организации работы литературного журнала "Аполлон" и ведет там активную рубрику: "Письма о русской поэзии". Гумилева признают не только как самобытного поэта, но и отличного критика. Брюсов пишет о нем: " Его оценки всегда по существу, они выявляют в кратких формулах самую сущность поэта".
За Гумилевым пристально следит не только весь литературный мир, но и она. Его Прекрасная Дама - Анна Ахматова. В 1910 она соглашается стать женой Н.Гумилева.
Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Ее расширенных зрачков.
Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.
Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг ее,
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.
В следующем году, желая обособиться от символизма, Гумилев создает "Цех поэтов" вместе с Анной Ахматовой, в котором собирает всех "акмеистов" - тех, кто по-прежнему верит в символы, но придает им более вещный характер, наделяет их живой душой. В "Цех поэтов" входят сама Анна, О.Мандельштам, С.Городецкий, М.Зенкевич и многие другие.
Следующий сборник Н.Гумилева, уже акмеиста, под названием "Чужое небо" производит фурор.
Я пойду по гулким шпалам,
Думать и следить
В небе желтом, в небе алом
Рельс бегущих нить.
В залы пасмурные станций
Забреду, дрожа,
Коль не сгонят оборванца
С криком сторожа.
А потом мечтой упрямой
Вспомню в сотый раз
Быстрый взгляд красивой дамы,
Севшей в первый класс.
У них с Анной рождается сын, Лев Гумилев, а Николай уезжает на фронт добровольцем и пишет нежные письма жене и малышу: «Свет веселых серых звезд здесь, как твои глаза. Сам я ничего не пищу, война…Целуй Львенка, я о нем часто вспоминаю и очень люблю. Постараюсь приехать, буду снова издавать «Колчан», только будет ли бумага…Целую тебя, моя дорогая».
Война проходит, Николай возвращается, и тут Анна просит развода. Она просто устала ждать своего мужа, которому важно было увидеть в жизни все, даже войну, любовь на расстоянии была не для Ахматовой.
«Все так странно сложилось…я так сожалею» - напишет она своему ему потом, а Гумилев ответит: «Нет, ты научила меня верить в Бога и любить Россию». Вскоре Николай снова «научится» любить и женится на Анне Энгельгардт.
Таганцевский заговор
Летом 1921 года Н.Гумилев вдруг оказывается предателем Родины, ЧК арестовывает его по сфабрикованному делу «Таганцевского заговора», обвиняя в антисоветщине. Увозят прямо из гостиницы «Дома Искусств», где он жил среди других поэтов и ученых.
Все тщетно…к Гумилеву не допускают, а тонкий знаток человеческих душ, следователь Якобсон должен «убрать» этого поэта, потому что откуда-то сверху уже был послан сигнал…на рассвете, на одной из станций Ирининской железной дороги, был расстрелян Николай Гумилев.
На самом деле позже, спустя почти 60 лет появится причина, по которой арестовали его тогда: «…не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщическую организацию, от чего он категорически отказался». За это по РСФСР статье 88-1 Гумилеву полагался срок от 1 до 3 лет, либо исправительные работы до 2 лет.
Упаду, смертельно затоскую,
Прошлое увижу наяву,
Кровь ключом захлещет на сухую,
Пыльную и мятую траву.
И Господь воздаст мне полной мерой
За недолгий мой и горький век.
Это сделал в блузе светло-серой
Невысокий старый человек.
Н.Гумилев «Рабочий».