Найти тему
Битва за ЕГЭ

Подруга - прокрастинация. Что с ней делать?

Оглавление

Подходит время экзамена, зачета, контрольной работы, сдачи доклада, но наш ученик, ребенок, подросток продолжает НИЧЕГО не делать.

Взрослые могут сколько угодно ругать, уговаривать, стыдить, взывать к его совести, но все это превращается в простое сотрясение воздуха. Ничего не меняется.

Что это такое? Лень? Несобранность? Безответственность? Какие ещё эпитеты мы употребляем в таких случаях?

Однако исследования в области когнитивистики говорят, что это и не лень вовсе, а состояние, которое называется прокрастинацией.

Что же такое прокрастинация?

Спросим у википедии:

Прокрастинация проявляется в том, что человек, осознавая необходимость выполнения вполне конкретных важных дел (например, своих должностных обязанностей), пренебрегает этой необходимостью и отвлекает своё внимание на бытовые мелочи или развлечения.

Существует и более веселое определение, известное нам еще со студенческих времен:

От сессии до сессии живут студенты весело.

Это известное выражение с введением бальной системы в университетах несколько потеряло свою актуальность. Но я все же привела его, как наиболее яркое и короткое определение прокрастинации в учебе.

А, кстати, что такое когнитивистика?

Википедия (хорошие определения там, зачем свои придумывать?):

Когнитиви́стика, когнити́вная нау́ка — междисциплинарное научное направление, объединяющее теорию познания, когнитивную психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику, невербальную коммуникацию и теорию искусственного интеллекта.
Прогресс в когнитивистике, как полагают учёные, позволит «разгадать загадку разума», то есть описать и объяснить процессы в мозге человека, ответственные за высшую нервную деятельность.

То есть нашу человеческую лень исследуют на самом высоком научном уровне, чтобы помочь нам от нее избавиться.

Наша взрослая лень

Нам? Да, дорогие родители, учителя и прочие взрослые. Ибо прокрастинация свойственна нам всем, а не только ученикам и студентам.

Я точно знаю, что если в ближайшее время я не выполню дело, которое должна выполнить, то у меня будет множество разнообразных неприятностей.
В зависимости от ситуации неприятности могут быть разными.
Но они точно будут.
Я это знаю. И все равно откладываю. Хотя объективных причин для этого вроде бы нет. Я просто тяну время. Надо просто взять и сделать. Но нет...

Вам знакомо такое состояние?

Если нет, то вам повезло и вы супер человек. Или вы нас обманываете?

Вы всегда всё вовремя делаете на работе? Вы никогда не откладывали понедельник, с которого надо начинать худеть, бросать курить, идти к зубному, мыть окна? (нужное подчеркнуть). Вы не тянули резину, когда вам давно следовало бы принять трудное решение?

Если вы не будете врать себе, и вспомните свои ощущения в тот момент, вам будет легче понять, почему буксуют дела в учебе у вашего ребенка.

А когда вы лучше поймете, в чем проблема, вам будет легче помочь ребенку ее решить.

Итак, вы поняли, что ваш ребенок прокрастинирует, или, другими словами, все время оттягивает тот самый момент, когда пора приступать к делу.

Что же с этим состоянием делать?

Если коротко, то точно не известно. То есть ученые - психологи это дело исследуют, но волшебного средства еще пока не изобрели.

Однако, не смотря на то, что точного рецепта не существует, есть все- таки некоторые знания, которые могут помочь.

Исследования определили, что, по большому счету, прокрастинация приходит в двух вариантах:

  • Вы не знаете, с чего начать дело
  • Вы знаете, но просто не хотите это делать

С чего бы начать?

Мои личные наблюдения за жизнью говорят о том, что, мы, взрослые, чаще всего прекрасно знаем, с чего надо начинать (или это я по себе сужу?).

Либо мы знаем, как узнать, с чего надо начинать. Наш случай в основном второй - мы просто не хотим.

Причины того, почему мы не хотим и как с этим бороться, тоже исследованы и описаны, и как-нибудь в другой раз, мы поговорим о них отдельно.

А пока остановимся на первом пункте. Ну, просто потому, что, как я вижу, для многих учеников эта причина наиболее актуальна.

"Не знаю, как начать, " - это уже более конкретная проблема, чем просто абстрактная лень. С этим можно уже как - то работать.

По идее, вся школьная жизнь направлена на то, чтобы научить ученика правильно учиться. Почему некоторые старшеклассники так и не смогли понять, как это следует делать - это очень интересный вопрос, но ответ на него нам сейчас не поможет.

Для тех, чьи дети ещё учатся в младшей школе, можно тут отметить, что наука говорит о том, что надо воспитывать в ребенке трудолюбие и тогда у вас не будет подобных проблем. Неожиданный вывод, правда? Сами то мы этого не знали.

А вот уже без шуток. Воспитывать трудолюбие следует, избегая авторитаризма. Потому что наше родительское излишнее давление также ведет к прокрастинации в будущем. И на самом деле, это правда.

Вспомните своих знакомых с детьми - подростками. Наверняка будут подобные примеры:

Ах, он был такой славный мальчик. Делал все, что я говорила. А теперь валяется целыми днями на диване и играет в танки.

Оказывается, авторитаризм воспитывает уже не трудолюбие, а инфантилизм.

В общем, родителям малышей удачи в процессе воспитания, а мы вернемся к тем, у кого уже "что выросло, то выросло".

Задачи перевоспитывать уже нет, есть задача помочь ученику начать, приступить, сесть за учебник прямо сейчас.

Итак, как же нам советует действовать наука?

  1. Выделить самое главное из того, что требуется сделать.

То есть, вводить ученика в ступор может список из кучи проблем, которые надо решить.

К завтрашнему дню нужно: написать об искусстве Древней Греции для урока мировой художественной культуры (да, есть и такой), сделать домашнее задание по математике, подготовиться к пробному экзамену по физике и выучить стих. Да, и еще погулять с собакой.

Поэтому ученик не делает ничего. Он просто впал в состояние транса, которое ему трудно преодолеть.

Нужно помочь выбрать главное и освободить его от вины за все остальное.

Что тут главное? Это строго индивидуально. По-моему, собака и пробник по физике. На остальное времени нет, забудьте об этом. Два за Древнюю Грецию и стих исправит как - нибудь потом.

Мы тут рассмотрели один день из жизни. Временной промежуток может быть и больше. Например, если в четверти выходит сразу много неудовлетворительных оценок, нужно для начала выбрать один или два предмета и над ними работать.

2. Посмотреть объем работы на выбранном направлении и разбить на этапы.

В нашем примере пробник по физике прямо завтра. Как же за это взяться, если ты вообще не готовился? Как определить объем работ?

Например, отметить те вопросы, которые нужно решить на минимальный балл и сосредоточиться на них.

Может быть, только разобрать теорию, если задачи уже некогда решать.

Пусть завтра он получит два, полученные сегодня знания не пропадут.

Главное, не пытаться объять необъятное.

3. Составить план действий

Оценить, сколько времени вообще есть. Например, сейчас 18.00, а в 00.00 вы собираетесь лечь спать. Это шесть часов. Довольно много. Два с половиной часа решаем, потом полчаса гуляем с собакой, потом продолжаем. Открываем сборник задач или сайт "Решу ЕГЭ" и начинаем.

Итак, у нас уже есть план. Я вас уверяю, когда понятно, что делать, всем становится гораздо легче.

4. Поставить сроки для выполнения каждого этапа.

Требовать не абстрактных целей, типа "давай, решай быстро", а назначить, сколько конкретно задач нужно решить.

В нашем примере: "Через час я приду и посмотрю, как ты решил вот эти конкретные пять (один, два, три - по обстановке) примеров".

Не требуйте много, только эти пять. Пусть это совсем мало, но зато нет стресса, что ученик не успеет.

Как проверить? Способ всегда можно найти. Вырвать листочки с ответами из сборника задач и вернуться с ними через час. Попросить написать выученную формулу и проверить с помощью учебника.

Дайте понять, что вы действительно можете проверить и сделаете это.

Все должно пойти согласно выражению:

Глаза боятся, а руки делают

Правда интересно, что почти на каждый психологический совет, основанный на новейших исследованиях, уже давно существует по народной поговорке?

5. Быстрая мотивация. Пообещайте себе награду.

Часто работа не двигается, потому что человек не получает быстрого и понятного результата от ее выполнения. Ну какая радость от подготовки к пробнику по физике?

Образование важно для жизни и все такое прочее? Правильные слова, но ничего конкретного здесь и сейчас.

Гораздо лучше что-нибудь типа: "Реши пять задач и я достану из холодильника мороженку, или мы сделаем перерыв на серию любимого сериала, или ты пойдешь гулять с собакой и встретишься с другом".

Детский сад? Возможно. А вы попробуйте применить это на себя.

Когда я сдам этот годовой отчёт на работе - куплю себе новую сумку.
Когда я закончу вешать это полку - открою баночку пива.

Никогда так не делали? Попробуйте, если вам предстоит трудная или неприятная задача.

Воспитываем детей и себя заодно.

Конечно, работа родителей с прокрастинацией ребенка должна быть подана как помощь ему, а не как карательные меры против него.

И да, это потребует от родителей определенных усилий по работе над собой в первую очередь. Вам ведь надо будет исследовать причины прокрастинации подростка.

Давайте будем честны сами с собой, просто пилить отпрыска гораздо легче, чем предпринимать конкретные шаги, правда?

Не хотите?

Вы тоже прокрастинатор, который оттягивает переход к неизбежным воспитательным мерам?

Так, ну что мне с вами - то делать?

Используем пункт пять - быстрая мотивация. Вы удачно разбираетесь с прокрастинацией своего ребенка, а в награду получаете чувство выполненного долга, спокойный сон и уверенность в его и своих успехах.

Хочу напомнить, что все эти меры по борьбе с прокрастинацией, придумала не я, а очень уважаемые исследователи. Так что отнеситесь серьезно, люди старались.

Если хотите, почитайте специальную литературу. Об этом пишут: Петр Людвиг, Нейл Фьоре, Эс Джей Скотт и многие, многие другие.

Может быть, еще что-нибудь посоветуете?

Все самые популярные статьи канала о школе, ЕГЭ и поступлении в ВУЗы собраны в одном оглавлении - вот здесь.