Узбеки, конечно, могут подивиться такому утверждению, а я вам сейчас объясню, почему уверена в нём. Первыми словами, которые я услышала, когда рассказала нескольким знакомым о своей поездке в Узбекистан, были Чор-Су и нарын. Потому на следующий же день после прилёта в Ташкент, прямо на рассвете, я отправилась на поиски нарына на Чор-Су.
Чор-Су – это главный базар в Ташкенте, а нарын – это традиционное блюдо из теста и мяса.
На обжорный ряд Чор-Су я попала в идеальное для фотографа время – солнце удачно подсвечивало дым над мангалами, колоритных торговцев, поваров и, конечно, нарын. Я считаю, что этому блюду стоит петь оды и проводить ради него отдельные экскурсии. В Ташкенте существует Дом Плова, куда в обеденное время стекаются его любители. И вообще многие считают, что плов – это главное узбекское блюдо. Конечно, это так.
Но вот нарын для меня стал отражением восточной философии и показателем отношения к жизни. В кухнях практически всех народов есть блюда, приготовленные из самого простого теста и мяса. Пельмени, хинкали, позы, бешбармак, макароны по-флотски, манты, суп с галушками – перечислять можно бесконечно. Так вот, в Узбекистане из простого теста и мяса готовят нарын (знатоки утверждают, что это сугубо ташкентское блюдо и в Самарканде, к примеру, его не готовят, но для меня именно оно стало отражением узбекского отношения к жизни).
Сначала нужно выбрать хороший кусок говядины и сварить из него бульон. Головка лука и морковь сделают этот бульон более ароматным и красивым. На этом бульоне замешивают тесто для нарына и здесь всё просто – мука, яйца, бульон. После ночи в холодильнике тесто готово к размятию. Его тонко раскатывают и нарезают квадратами сантиметров по 10. В том же бульоне эти квадраты варят меньше минуты и раскладывают на ткань, чтобы стекла вся жидкость и тесто стало более пористым. Отваренные квадраты промазывают тёплым или горячим маслом с двух сторон, а затем укладывают друг на друга по принципу торта. Только после этого тесто тонко нарезают и превращают его в лапшу.
Так же тонко режут отварное мясо (говядину, конину) и либо смешивают с лапшой, либо посыпают её им сверху. Всю эту красоту подают холодной, а к ней горячий бульон. Да-да, всё тот же бульон, который сварили раньше.
Почему я утверждаю, что нарын – это философия?
Во-первых, для его приготовления нужны самые простые и доступные в любое время года продукты. Мясо в Узбекистане есть всегда и везде – у меня было ощущение, что даже десерты у них из мяса. Мука и яйца тоже всегда. Вы только посмотрите на эти горы яиц на Чор-Су – это же настоящее торжество жизни. И в этом тоже философия.
Во-вторых, для приготовления нарына нужны спокойствие и терпение. Вы только представьте, что каждое утро, часто ещё до рассвета, хозяйки нарезают тончайшую лапшу, которая ни при каких обстоятельствах не слипается, а едят её холодной. Переложите это на свою жизнь – вы сможете приготовить лапшу, которая не слипается в холодном виде? У меня это до сих пор не получалось.
Конечно, я мечтала увидеть как местные повара на рассвете дружно режут лапшу для нарына (перед отъездом мне описывали это именно так), но в реальности всё оказалось немного иначе и я увидела блюдо уже готовым.
В-третьих, готовый нарын часто выглядит не как мясное блюдо, а как шоколадный торт. И в этом тоже философия – подать простое блюдо так, чтобы оно выглядело произведением искусства.
В-четвёртых, нарын можно есть в любое время суток, даже не разогревая. Да, на обжорный ряд приходят с самого раннего утра, чтобы запить холодную лапшу горячим бульоном. А вот я ела нарын холодным без бульона и мне было безумно вкусно. Я никак не ожидала, что холодное варёное тесто может быть столь изысканным на вкус. Потому я могу утверждать, что нарын – это блюдо, которое можно взять с собой и есть, не разогревая. Это значит, что в любых условиях у вас с собой будет вкусная еда.
Ну и, наконец, пятый пункт, подтверждающий, что нарын – это философия Узбекистана.
Обычно на стол здесь подают всё – шурпу, салат, самсу, плов, потом ещё самсу, тут же лежат лепёшки, сладости, чай. Люди подолгу сидят за столом или вокруг дастархана.
С нарыном история немного иная – он самодостаточен. Есть его можно и на завтрак, и на обед, и на ужин. И будьте уверены, что если вы позавтракаете нарыном, то будете полны сил и хорошего настроения весь день, потому что вы впитаете в себя философию. Спокойствие, неторопливость, терпение, внимание, наполненность, рассудительность и одновременно простота – это то, что я увидела в этом блюде. И это то, что для меня очень характеризует узбеков и вызывает неподдельное восхищение этим народом.