С самого утра папа был в отличном расположении духа. Работа над его новой книгой продвигалась весьма успешно, а потому, когда пришло время пить кофе и все расселись за столом, он болтал без умолку и как всегда в таких случаях строил грандиозные планы, которым никогда не суждено было сбыться.
- Плот, это отличная идея, - сказал он, добавляя сахар и сливки в кофе. – Мы установим на нём палатку, несколько стульев и с комфортом будем путешествовать по реке. А, как вам эта идея? Вы только представьте: свежий воздух, живописные берега, ясное небо над головой и при этом, заметьте, в отличие от байдарок, никому не нужно грести. Течение само сделает всю работу. Нужно только немного двигать рулём: влево, вправо, влево, вправо...
Папа показал, как нужно двигать руль, опрокинул сахарницу и сконфуженно замолчал на мгновенье, но затем его лицо озарила новая гениальная идея.
- А ещё лучше построить двухэтажный плот, на манер пассажирского лайнера, – воскликнул он. – Точно! Внизу будет располагаться кухня, рулевая рубка, склад припасов и тому подобное. А на верхней палубе можно будет установить лёгкий переносной стол, несколько плетёных стульев и путешествовать первым классом. Мы даже можем взять с собой самовар, и тогда издали наш плот будет походить на настоящий пароход. Я сооружу подобие гудка, чтобы приветствовать встречные теплоходы, а Варя нарисует нам флаг. Да-а-а, это будет незабываемое путешествие...
Папа сделал глоток кофе, и мама, пользуясь секундной паузой, невзначай заметила:
- Скажи, дорогой, а нельзя ли перед началом строительства твоего чудесного двухпалубного плота починить нашу калитку?.. Она ужасно скрипит и плохо закрывается.
Папа с самым серьёзным видом принялся изучать кофейную гущу в своей чашке и деланно хмуриться.
- Это не так-то просто, - наконец вымолвил он. – И дело тут вовсе не в моей рассеянности, как ты могла подумать...
- А в чём же? – лучезарно улыбнулась мама, отодвигая от Вари корзинку с пастилой, в которую девочка безостановочно запускала руки.
- Всё дело в заклятье, - ответил папа и состроил печальную гримасу.
- Прости? – вскинула брови мама. – В заклятье?
- Именно так, - кивнул папа. – В заклятье.
- Ага, - в тон папе ответила мама. – И кто же наложил на нашу калитку это ужасное заклятье, которое мешает её починить?
- Трудно сказать наверняка, - деловито начал папа. – Возможно, это были лесные духи, которые не выносят когда где-то что-то закрыто. Возможно, садовые гномы, которым показалось, что мы недостаточно внимательны к ним, а возможно какой-нибудь путешествующий чародей из тех, что любят притворяться серыми котами и разгуливать в сумерках по улицам, заглядывая в открытые окна и слушая, о чём там говорят люди. Кто-то из них...
- И как же нам теперь быть? – привычная к подобным фокусам осторожно спросила мама. – Есть какое-то средство, чтобы снять это заклятье, от которого наша бедная калитка стонет, будто у неё ревматизм?
Папа задумчиво почесал лоб и обратился к ребятам:
- Варя, Серёжа, что-то я запамятовал, есть ли какое-то универсальное средство, которое снимает заклятье с дверей? Мне что-то ничего в голову не приходит, кроме обряда очищения огнём, но маме вряд ли он понравится...
- Мне он уже не нравится, - нервно хихикнула мама.
- Тут надо подумать, - ответил Серёжа, имитируя папину манеру говорить и чесать нос. – Случай непростой... Варвара, что вы думаете на этот счёт?
- У меня есть некоторые соображения, - важно ответила Варя, так что мама прыснула со смеху.
Ребята пошептались с видом профессоров у постели тяжелобольного и хором изрекли свой вердикт:
- Черничный пирог с шоколадной глазурью!
- И это поможет? – усмехнулась мама.
- Да! – ответили ребята.
- Действительно, - пробормотал папа, пряча лукавую улыбку, - черничный пирог с шоколадной глазурью отлично снимает заклятья подобного рода... Это знали ещё в Древнем Египте... Кстати, это средство особенно эффективно, если добавить к нему немного сливочного мороженого...
- Всё с вами ясно, - рассмеялась мама. – Будет вам пирог, но смотрите, чтобы калитка работала как часы!
- Ну, если ты хочешь, чтобы она тикала и показывала время, то нам потребуется немного больше... – начал папа, но мама ущипнула его за локоть.
- Хватит. Налей мне лучше ещё немного кофе.
- С удовольствием, - ответил папа, – а заодно я могу рассказать вам презабавную историю о заклятье, которое жутко досаждало одному уважаемому торговцу тканями.
Папа наполнил мамину чашку, тщательно протёр свои очки, водрузил их на кончик носа и начал свой рассказ.
- Масуд начал помогать отцу торговать тканями ещё ребёнком и к 25 годам усвоил немало важных уроков. Он мог с закрытыми глазами различать все сорта ткани, которые в великом множестве свешивались с потолка отцовской лавки и в точности рассказать покупателю, откуда они прибыли, кем произведены и чем отличаются друг от друга. Он научился быть вежливым, терпеливым, настойчивым и внимательным. Он умел с первого взгляда понять, собирается ли человек что-то покупать или он заглянул к ним под крышу просто от праздного любопытства. Масуд узнал, как разжечь в человеке интерес, как убедить осторожного клиента, как разжечь алчный блеск в глазах заморского купца и главное, он выработал у себя доверительную улыбку, которая давала понять каждому покупателю, что он особенный. Словом Масуд достиг практически всех вершин в искусстве торговли, и, завещая ему свою лавку, отец сказал ему:
- Я спокоен за тебя, Масуд. Ты отлично со всем справляешься. Будь честным и усердным, не ленись и не никогда не позволяй золоту вытекать из твоего кошелька быстрее, чем оно наполняет его. Но будь осторожен Масуд, ибо каждый, даже самый опытный торговец, может иногда совершить досадную ошибку, о которой потом горько пожалеет. Никогда не смотри свысока на тех, кто кажется бедным. Будь одинаково обходителен и внимателен со всеми, кто переступит порог твоей лавки, и тогда у тебя всё будет хорошо.
Масуд пообещал отцу исполнить все его заветы и сдержал своё слово. К 45 годам он был одним из самых богатых и влиятельных торговцев в городе. У него было более десятка лавок и свои караваны, но он никогда не брезговал вновь встать за прилавок и помочь покупателю выбрать несколько метров дешёвой ткани. Масуд был счастлив и уверен в своём будущем, но однажды с ним случилась беда...
С самого утра его обуревали мелкие неприятности. Для начала, всю ночь его одолевала бессонница, и он встал с кровати с головной болью. За завтраком он узнал, что его караван с китайским шёлком, который он очень ждал, опаздывает и ему придётся отменить выгодную сделку. В довершение всех бед, на него дулась жена за то, что он был невнимателен с ней последние дни, а дети вели себя неподобающим образом. Словом, когда Масуд заглянул в одну из своих лавок – ту самую, с которой когда-то всё начиналось, настроение у него было скверным. Запах и шорох тканей всегда действовал на него успокаивающе, и потому он отпустил продавца, сказав, что сам займёт его место на некоторое время, и принялся отмерять ткань покупателям. Он не заметил того момента, когда в его лавке оказалась та старуха в чёрном рубище, а когда увидел, то она сразу же ему не понравилась. Припадая на одну ногу, она медленно расхаживала по лавке, придирчиво разглядывая ткани, и так смотрела на покупателей, что вскоре никого, кроме неё и Масуда, внутри не осталось. Старуха перещупала и перенюхала всё, что было в лавке, но, видимо, не нашла то, что ей требовалось и обратилась к Масуду.
- Торговец, - проскрежетала она, глядя куда-то вдаль, – мне нужен Лунный шёлк, что соткан из первых лучей луны в зимнее полнолуние, где он?..
- Лунный шёлк? – удивился Масуд. – Я всю жизнь торгую тканями, но никогда не слышал о таком. Вы уверены, что он существует?
- Хм... – презрительно хмыкнула старуха, и Масуд с отвращением заметил, что под рубищем у старухи бегают тараканы. – Тогда подай мне сотню метров Каменного атласа, да смотри, чтобы он был крепок, как скала, и гладок, точно лёд...
- Боюсь, что и этого у меня нет, - ответил Масуд, сдерживая раздражение.
- Хм... – снова хмыкнула старуха, по-прежнему глядя поверх головы Масуда. – В таком случае покажи мне свою лучшую Огненную парчу и не вздумай подсунуть ту, что уже остыла...
- Говорю вам, у меня нет ничего подобного, - ответил Масуд, теряя самообладание, так как ему показалось, что несколько тараканов спрыгнули со старухи и спрятались под тюками. – Может, вам стоит поискать где-нибудь в другом месте?..
Продолжение следует...