Найти в Дзене

Репетитор и родители. Обратная связь. Каким образом и как часто.

Оглавление

Обучение школьника репетитором - это процесс при котором задействовано три стороны: родители, ученик и репетитор. Не всегда цели у всех сторон совпадают, но чтобы процесс обучения был максимально эффективным, чтобы не было неприятных ситуаций недопонимания, важно правильно взаимодействовать друг с другом.

Оценки за каждое занятие

Я веду журнал занятий у себя на сайте и ставлю три оценки за урок:

  1. Работу ученика, его старание на уроке, его готовность работать, его состояние работать.
  2. Оценка за выполнение домашнего задания к этому занятию.
  3. Оценка за результативность занятия, насколько оно соответствует плану, по которому мы занимаемся.

Родители всегда могут посмотреть журнал занятий и увидеть, как было выполнено домашнее задание к этому уроку, насколько старался ученик и как мы движемся по плану.

Не каждый репетитор будет создавать свой сайт, но это не должно быть препятствием для ведения журнала. Мой сын занимается с репетиторами по истории и обществознанию и с репетитором по русскому языку и литературе. Я попросил их вести журнал занятий в google.таблице (там же отмечаем оплату занятий). Это удобно для всех сторон: в одном месте и домашнее задание и оценка за урок и подготовку к уроку. При этом не важно, занимается репетитор с учеником очно или дистанционно: журнал можно и нужно вести в Интернете.

Бывают редкие случаи, когда детей не нужно контролировать. Мне каждый год попадаются несколько таких учеников, которым не нужен внешний контроль, т.к. их внутренняя мотивация очень сильная. Большинство же школьников работает лучше, если их контролировать, хотя бы просматривать оценки за домашнее задание. У меня регулярно случаются ситуации, когда новые ученики пытаются схалтурить с выполнением домашнего задания, "немножко" меня обмануть. Все это я отмечаю в журнале занятий. С тех пор, как я создал сайт с автоматической проверкой заданий, проверка домашних заданий практически перестала занимать время и стала очень простой: достаточно посмотреть, сколько задач решил ученик и с какой попытки. Конечно, задания с открытым ответом приходится проверять "вручную", но все равно стало намного легче и быстрее. После того, как ученики понимают, что все их попытки решений видны в статистике, они начинают выполнять домашние задания ответственнее и полнее.

Обычно хватает оценок и комментариев за урок. Но если нужно пообщаться так, чтобы не посвящать ученика, то всегда можно использовать телефон для связи.

План и продвижение к цели

Если мы ведем речь о подготовке к ЕГЭ, ОГЭ или другим экзаменам, то главный вопрос, на который хочет видеть любой родитель, как заказчик услуги обучения: какую оценку получит ученик на экзамене. В школе для этого используют "пробники" - пробные варианты экзамена. Но это малоинформативный и довольно затратный способ проверки.

Пробники не нужны

Если на пробнике ученик не решил задачу, то мы можем понять, что с каким-то номером у него есть трудности. А если решил? А если решил, то ничего понять не можем, потому что в одном номере могут встречаться до 5-10 типов задач. Ну решил он один из типов, а может ли он решить другие типы в этом же номере? Непонятно. Успешно решенный пробник может дать ложную уверенность в том, что ученик получит хорошую оценку на экзамене. Нормальный "пробник" должен содержать не одну, а 5-10 задач из каждого типа. Но сколько часов потребуется на решение такого варианта? Разве это разумная трата времени?

Отчет вместо пробников

Есть решение проще и удобнее, чем давать "пробники". В процессе решения задач на уроке я вижу, какие задания ученик может решить, а с какими испытывает трудности. Раз в месяц в комментариях к занятию я пишу подробный отчет по номерам заданий с указанием, насколько ученик хорошо решает разные задачи этого типа, какая вероятность, что он решит такое задание на экзамене.

Прогноз

Ученику, у которого мало опыта подготовки к экзамена, его родителям, которые могут быть далеки от образования, сложно оценить насколько хорошо идет процесс обучения. Для этого нужно хорошо знать объем и темы, которые надо изучить, представлять, сколько на них потребуется времени. Сложно заставить себя работать, когда "впереди год" и кажется, что "еще успею напрячься". Каждое занятие - это борьба за результат. Я пришел к пониманию, что мало отчета о том, что ученик может решить на экзамене, еще нужен прогноз того, к какому результату придет ученик, если будет заниматься так же. Пока я такой прозноз выдаю в виде: "Если будешь делать домашние задания в таком объеме, то больше, чем на 60-70 баллов рассчитывать не придется". Это мало отличается от школьного "запугивания", которое я очень не люблю. Поэтому я работаю над автоматизацией такого прогноза. Это весьма сложная задача, но я надеюсь, что это поможет дополнительно мотивировать учеников на серьезное отношение к домашним заданиям.

Загруженность

Перед экзаменами нужно четко решить, что важнее: хороший балл на экзаменах или ... дополнительные курсы вождения, кружки, секции. Бывает так, что у ученика просто нет времени выполнять домашние задания, потому что он очень сильно загружен в школе и на дополнительных занятиях. В этой ситуации не приходится говорить о том, чтобы набрать максимум баллов на ЕГЭ. Основная трудность: объяснить родителям, что возможности человека не безграничны. Иногда приходится отказываться от занятий. В подобных ситуациях небходимость четкого планирования, отчетах, оценках за урок, прогнозе результат только возрастает.

В следующий раз затрону тему здоровья, сна и отдыха. А пока, создайте журнал в google.таблицах и попросите репетитора ваших детей ставить оценки за урок, если до сих пор это не реализовано.

Всем удачи!