В первой части я уже осветил десять интересных и необычных маршрутов городского общественного электротранспорта в разных странах мира. Сейчас речь пойдёт снова про троллейбусы и трамваи, маршрут которых не просто обычная дорога из пункта А в пункт Б, а путь, притягивающий внимание.
1. Зубчатый трамвай, Будапешт
Зубчатая железная дорога – особый вид транспорта, созданный для преодоления уклонов. Как вид городского транспорта — это нечастый случай, но в Будапеште маршрут зубчатого поезда официально является трамвайным маршрутом №60. От обычного поезда или трамвая отличается наличием зубчатого колеса, которое цепляется за специально уложенный рельс, благодаря чему транспорт легко преодолевает подъёмы. Будапештскому зубчатому трамваю сегодня целых 145 лет.
2. Троллейбусный маршрут Тирасполь – Бендеры
Междугородними троллейбусными маршрутами может похвастаться не каждое государство, а тем более частично признанное. С июня 1993 года из Тирасполя стал ходить троллейбус до города Бендеры, сегодня преодолевая около 17 километров пути. Троллейбус поехал спустя ровно год после начала вооружённого конфликта и получил номер «10», в соответствии с нумерацией троллейбусных маршрутов Тирасполя. Однако, вскоре по просьбе горожан маршруту присвоили номер «19» — в память о событиях 1992 года. С 12 июня 2012 года маршрут № 19 продлён по Тирасполю до остановки «Театральная площадь» по просьбе многочисленных бендерских студентов и преподавателей Приднестровского государственного университета, которые таким образом смогут без дополнительных пересадок добираться до ВУЗа. Вне городов из окна троллейбуса открываются пейзажи сельской местности и подсолнуховые поля.
3. Трамвай Златоуста
Красивейшие трамвайные маршруты открыты ещё в 1930-х годах в Златоусте – городе в Челябинской области. На сегодняшний день система является самой высокогорной в России (с уклонами до 90 тысячных). Потрясающие виды Уральских гор, захватывающие природные виды и просто экскурсия по городу – три повода прокатиться на трамвае. Сегодня в Златоусте действуют 2 маршрута суммарной протяжённостью 49,3 км, за год трамваями перевозится более 5 млн пассажиров.
4. Троллейбусный маршрут Каспийск – Махачкала
Свежий междугородний троллейбусный маршрут открылся в России в феврале 2017 года. Несмотря на культ автомобилизма в национальных кавказских республиках, среди которых Дагестан не исключение, троллейбус тут развивается, даже поступают новые машины, как с завода в Вологде, так и из Москвы. Междугородние маршруты ходят под двумя номерами, один трёхзначный (326, 327), другой однозначный, в порядке общей сети маршрутов города Махачкала. Новые троллейбусы ВМЗ оборудованы автономных ходом до 30 километров.
5. Трамвай Евпатории
Трамвайная система в Евпатории открылась в 1914 году, на сегодняшний день уже преодолела столетний юбилей. Одна из трёх систем в России, где используется узкая колея 1000 мм (две другие – Калининград и Пятигорск). Так же здесь применена однопутно-разъездная схема движения, так как изначально проект был немецкий. При этом система единственная среди остальных, где эксплуатируются в качестве пассажирских вагоны Gotha, сделанные в ГДР. К сожалению, на сегодняшний день трамвайная система в упадке и вместо новых вагонов закупают дизельные коптелки – автобусы. Неофициальный символ Евпатории под угрозой, однако всё ещё пользуется спросом в перевозках.
6. Трамвай Старого Оскола
Одна из немногих трамвайных систем России, официально именуемая «скоростной трамвай» и формально таковой являющаяся. Трамвай в Старом Осколе акционерный – 49% акций принадлежит городу, а 51% - Оскольскому Электрометаллургическому комбинату (ОЭМК-единственный в России электрометаллургический комбинат), который изначально и строил трамвай для подвоза своих работников к комбинату. Сегодня большинство работников подвозятся к комбинату на автобусах, а лишь 1/3 – на трамвае. Объясняется это тем, что трамвай менее надежный при какой-либо аварии транспорт, а поэтому он перевозит только обслуживающий персонал. Но несмотря ни на что, перевозки Старооскольским трамваем растут с каждым годом. Так в 1990 году было перевезено около 6,6 миллионов человек за год, а к 2000 году эта цифра выросла до 9,8 миллионов человек в год. Сегодня трамвай перевозит свыше 11 миллионов человек в год. Пейзажи из окон трамвая чередуются с городских на сельские, а в самой сети помимо обычных трамвайных стрелок также используются железнодорожные.
7. Трамвай Лиссабона
Речь пойдёт не о всей системе, а об удивительном трамвайном маршруте №28, известным далеко за пределами Португалии. Маршрут спускается с горы и петляет по чудным центральным улицам города, привлекая множество взглядов. Вагон создан так, чтобы без труда преодолевать уклоны, поэтому иногда ему это сделать проще, чем автомобилю. Маршрут настолько популярен у туристов, что ходит всегда под завязку, зачастую не имея возможности принять на борт новых пассажиров. Самые ушлые занимают места на конечной и наслаждаются поездкой, имея возможность смотреть в окно и делать кадры. Цена проезда на сегодняшний день около 1,5 евро.
Для сегодняшней части всё. Надеюсь, было интересно и познавательно, а может вы уже обкатали одну из транспортных систем из списка или маршрут, и вам есть что добавить. Уэлкам в комментарии.