Найти тему

Портрет одного учителя

Возвращаемся к иллюстрированному альбому. Насколько важно помнить детали, отражать их красками или словами

Его руки — продолжение мыслей. В воздухе он лепит конструкции немецких классиков, посмеивается над ними, преклоняется перед их величием, разбирает их книги как механизмы и показывает нам плохо работающие детали.

Он поправляет рукава, вытирает уголки рта, закрывает глаза и останавливается на несколько секунд. В сложные моменты рассказа делает выпад: руки резко поднимаются вверх, голова подпрыгивает. И весь он из себя вырывается, вываливается — чтобы расшевелить нашу лень, заставить спекулятивный разум работать:

«На каждой ступени формулирования Я, Я всегда имеет границу и постоянно ее передвигает. Что означает, что нечто является границей?»

Маленькие глаза врезаются в аудиторию, ловят ответ. Звучит робкий голос из зала — моментально он превращается в воплощение открытости. Несколько секунд — и он вцепится в ответ, расчленит его и выявит то, что мы упускали.

Он любит повторять: какую философию человек имеет, такой он и человек. Если это так, то его философия — философия ястреба, которая, несмотря на свою жестокую точность и ясность, помогает неопытным птенцам лететь к своей цели, используя собственные крылья и голову.

Текст: Мария Румянцева
Иллюстрация: Любовь Харланова

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать больше о картинах и изобразительном искусстве