Если вы занимаетесь обучением, то должны знать причину "торможения". А если обучаете собственного ребенка, то вариантов, кроме как узнать ее и понять, как справиться, вообще не существует ...
Каждый ребенок иногда "притормаживает"
Каждый ребенок иногда и вдруг начинает "тормозить". Этот факт широко известен и по-простому называется “тупость”.
Чтобы обнаружить причину “торможения”, копнем вглубь. А затем проиллюстрируем причину “отупения” на парочке школьных примеров.
Витязь на распутье или метафора “торможения”
Помните картину В.Васнецова “Витязь на распутье”?
Художник аллегорически показал проблему человека, который должен совершить сложный выбор, принять неоднозначное решение. Какое бы решение он ни принял - оно будет иметь не только плюсы.
В этом, собственно, и трудность.
Не очень ясно, что написано на камне перед витязем, но в нашем случае это не важно. Важно, что могло быть там написано, окажись на распутье современный школьник?
Давайте пофантазируем.
Когнитивные страдания школьника
- “Налево пойдешь - сотню найдешь, но пинок под зад получишь”.
- “Направо пойдешь - двухсотку найдешь, но подзатыльник заработаешь”.
Как быть?
Строго говоря, данных для принятия осмысленного решения недостаточно.
- Сотню чего?
- Какой пинок и от кого?
- Подзатыльник - хуже чем пинок? В боксе удар по затылку самый опасный, опаснее “ниже пояса”. А если подзатыльник от любящего родителя?..
Есть от чего впасть в ступор, согласитесь.
Тема сложного выбора широко освещена в мировой культуре. Вот еще одна аллегория: “Геркулес на распутье”.
Похоже, что проблема известна не первое тысячелетие ...
В чем проблема "торможения"?
Не зная, о чем именно задумался школьник, невозможно понять причину его ступора.
Ясно только, что в уме ребенка сталкиваются две противоположные по смыслу идеи, каждая из которых имеет и плюсы и минусы. Это и есть глубинная причина притормаживания, называемая в народе тупостью, а в школе неспособностью.
В рамках системы решить проблему выбора невозможно. Можно лишь метаться между плюсами и минусами, не имея возможности принять решение, запутываясь окончательно.
Вот большинство школьников и топчется на месте.
Смысл хорошего обучения
Я, как всегда, упрощаю.
Точнее, рассказываю о серьезных вещах метафорическим языком, понятным (надеюсь), даже ребенку. Следую заветам Эйнштейна, Бора и Фейнмана.
“Если вы не можете объяснить что-то ребенку, то, скорее всего, вы сами это до конца не понимаете.” А.Эйнштейн
- Описать проблему когнитивного диссонанса в терминах современной психологии как “столкновения в сознании индивидуума конфликтующих представлений или идей”,
- противоречивость процесса мышления, построенного на противопоставлении категорий,
- неполноту точных моделей
- много ума не требуется. Вся мировая паутина к вашим услугам )). А вот ухватить суть проблемы/решения и представить ее в форме простого и ясного образа ...
Мне кажется, в этом и заключен смысл хорошего обучения.
Примеры "торможения" (на примере школьного обучения)
Торможение грамматики
Как-то во втором или третьем классе сын принес из школы сочинение, в котором написал “жи” через Ы. Я посмеялся и спросил:
- “Как это ты умудрился?”
Дальше читайте внимательно: не все, что написано с юмором - смешно.
- “А у нас первые 20 минут был фонематический диктант, а потом - грамматический”.
- “Понятно”,- ответил я, снабдив его объяснение своим эпитетом в адрес школьного "эксперта".
А чтобы стало понятнее - расшифрую.
Согласно “нормам” фонематики название колючего зверька пишется “йожык”. А на русском языке, который теперь изучают столь извращенным образом - “ёжик”.
Вот и оказывается школьник на распутье: решает, какое из “правил” применить, чтобы и пару не схлопотать и написать правильно. Проносятся в его сознании, сталкиваясь, две конфликтующие мысли:
- Первая не знаю, как называется, про йожЫка,
- а вторая, известная каждому нормальному человеку: “Жи-ши пиши через И. Или вообще не пиши”.
(Я не буду сейчас углубляться в объяснения того, почему человек испытывает сильный дискомфорт, сталкиваясь с подобным “двусистемьем”. Позже об этом будет более подробная статья.)
"Торможение" на примере математики
“23.(9) = 24” (Учебник алгебры Никольского, 7 класс, С.27-28)
Школьник, дотоле изучавший исключительно натуральные, действительные и рациональные числа обнаруживает такое равенство и впадает в ступор. Что может происходить в его уме?
- “Разве бывает так, что бесконечная периодическая дробь в точности равна целому, то есть конечному числу?
- Что иррациональное число в точности равно натуральному числу?”
Как вывести ребенка из ступора?
А теперь давайте вернемся к первоначальной метафоре, к витязю в ступоре. Как вывести ребенка из ступора? Как помочь школьнику перестать “тупить”?
В принципе ответ прост.
Нужно обнаружить, на чем именно он застопорился. Какие две или более идеи столкнулись в его уме и которым он не может позволить сосуществовать в одной голове в одно время без того, чтобы не убить, уничтожить одну из них?
Выглядит просто, а на практике требует глубокого понимания.
Дальше я буду понемногу раскручивать эту тему. Но если вы столкнулись с проблемой прямо сейчас - попытайтесь спросить ребенка не
- “Что тебе непонятно”, а
- “Что для тебя выглядит противоречиво?”
Только не спрашивайте ребенка буквально такими умными словами ))) Поищите метафору, какого-нибудь “Витязя на распутье”.
Ставьте лайк, если понравилось и подписывайтесь. если интересно продолжение.