Найти тему
Ночной киноэкспресс

"Тебя никогда здесь не было": репетиция Хоакина Феникса перед "Джокером"

Тебя никогда здесь не было | You Were Never Really Here | 2017

Режиссёр: Линн Рэмси

Фильм может содержать отсылки к другим произведениям, быть сиквелом/приквелом/спин-оффом, являться ремейком или плагиатом на другие произведения. В этом уже нет ничего страшного, особенно сейчас, когда кино рассматривается и оценивается неразрывно от его контекста, взаимосвязи с какими-либо социальными или культурными процессами и глубинных смыслов, содержащихся в нём. На любой интересующий человечество вопрос, будь то поиск смысла жизни или «что такое хорошо, а что такое плохо», уже дан (или были предприняты попытки) дать более-менее внятный ответ. С одной стороны это плохо, так как все смыслы уже придуманы, проблемы рассмотрены, ответы получены. Начинается повторение пройденного материала с незначительными поправками на изменившуюся обстановку. С другой, если принять данный факт со спокойствием, то можно не бояться возвращаться к уже рассмотренному, проанализированному. И попытаться на языке кино изложить свою точку зрения по тому или иному вопросу. Гораздо важнее, чтобы итоговый результат мог претендовать на художественную самостоятельность. Запомните эту мысль — мы к ней ещё вернёмся.

С такого небольшого предисловия хочется начать рассказ о фильме «Тебя никогда здесь не было». Мы имеем дело с неонуаром, эстетика которого стала модной за последние годы. Диспозиция происходящего такова — главный герой по имени Джо, будучи бывшим агентом ФБР, соглашается на выполнение опасного задания – спасти дочь влиятельного политика. Несмотря на все риски, Джо готов взяться за дело, ведь его ничего не пугает, а жизнь для него уже ничего не значит.

Перед нами — главный герой фильма. С ним явно что-то не так…
Перед нами — главный герой фильма. С ним явно что-то не так…

Один из немногих «козырей» фильма – Джо, сыгранный Хоакином Фениксом. Режиссёр уделяет ему достаточно хронометража, однако мы практически ничего не знаем о герое ни в начале фильма, ни по ходу развития сюжета. Это можно объяснить попыткой создать загадочный образ, вызывающий интерес со стороны зрителя. Герой — типичный для кино страдающий от самого факта существования нигилист-интроверт-меланхолик. Джо наплевать на своё здоровье, на личную жизнь, на внешний вид и т.п. и т.д. Он играет с ножом как с простым мячиком, не боясь пораниться (а может, в глубине души он хочет этого), спокойно вырывает себе зубы после драки и неохотно разговаривает с другими людьми.

Лишь после первой трети хронометража сюжет начинает внятное движение. И здесь один из ключевых недостатков фильма — события развиваются крайне медленно. Но что ещё хуже — за ними абсолютно не интересно наблюдать. Режиссёр (являющийся одновременно одним из авторов сценария) хочет, но не может или боится показать жестокость жизни в эпоху, когда каждый сам по себе, а доверять никому нельзя. В одной из сцен Джо, вооружившись молотком, совершает рейд на место, где обосновались плохие парни. Чтобы сцена не получилась излишне жестокой, мы наблюдаем за происходящим от лица системы видеонаблюдения. И когда герой замахивается молотком, одна камера сменяет другую, и мы видим уже от лица другой камеры последствия предыдущих действий Джо. Одна из немногих запоминающихся сцен в фильме, которая работает.

Езда по ночному городу — неотъемлемая часть неонуара
Езда по ночному городу — неотъемлемая часть неонуара

Остальное экранное время зритель должен откровенно мучиться и наблюдать за крупными планами, с которыми тут явно перестарались. Идёт диалог героев — мы смотрим как Джо держит в руках драже. Идёт какая-нибудь бытовая сцена – крупные планы на объекты, с которыми хоть как-то взаимодействуют персонажи. Крупный план должен акцентировать внимание, помогать зрителю не отвлекаться на ненужные детали. А здесь он по каким-то иным, не совсем понятным причинам. Возможно, посредством его должно создаться впечатление, что в кадре происходит что-то важное.

СИМВОЛИЗМ! А если серьёзно, сцена в очередной раз даёт понять, насколько главному герою всё равно на происходящее вокруг него
СИМВОЛИЗМ! А если серьёзно, сцена в очередной раз даёт понять, насколько главному герою всё равно на происходящее вокруг него

Большая часть сцен или образов, создающих атмосферу, заимствованы из других мест. Это простительно, но не когда они являются главными компонентами фильма. Кроме того, слоган (посмотрите его сами) прямо в лицо говорит зрителю, с чем надо сравнивать данное произведение и откуда были скопированы те или иные детали. Опять же, в этом нет ничего страшного, но было бы куда интереснее зрителю самостоятельно найти все отсылки, провести аналогии с другими фильмами. Но зрителя лишают и этого. Из-за всего этого «Тебя никогда здесь не было» лишён самостоятельности. У фильма нет своего лица. Оценивать его в отрыве от идейных вдохновителей очень сложно (в данной рецензии я изо-всех сил постарался не упоминать другие произведения). В конечном итоге, если убрать все реверансы, то остаётся набор зарисовок о проблеме жизни человека, который явно не вписывается в общество, которое, в свою очередь, порочно и далеко не идеально.

-5

Значительная доля похвалы в адрес фильма — заслуга Хоакина Феникса. Действительно, воплощённый им образ может вызвать сопереживание, но за полтора часа экранного времени какого-либо развития персонажа и осмысления, реакции на происходящее с его стороны толком не происходит.

«Тебя никогда здесь не было» – неубедительное высказывание на тему проблем существования современного человека в порочном жестоком обществе. Создатели пытаются удивлять (это получается 2,5 раза за весь фильм), вкладывая во всё это некий философский подтекст. Однако нам лишь заявляют о проблемах, не пытаясь рассказать ни об их причинах, ни о последствиях, ни о решениях. Конечно, кино не обязано это делать (для этого специально созданы самостоятельные дисциплины — философия, конфликтология и др.). Но, к сожалению для фильма, именно эту роль пытаются взять на себя создатели, презентуя своё творение как нечто важное для зрителя рассуждающего и умного, напрочь забывая про развлекательную составляющую кино. Есть много примеров как авторского, так и массового кино, где очень удачно сочетаются «развлекаловка» и «глубинный смысл», но «Тебя никогда здесь не было» к ним не относится.