Найти тему
Морская коллекция

Легкие крейсера.Дорогие и опасные игрушки. "Бруклин".

Ограничения Лондонского морского соглашения 1930 остановили рост парка американских тяжелых крейсеров и адмиралы решили наверстать крейсерское поголовье за счет легких крейсеров. Разработку начали в том же 1930,из пяти вариантов был выбран созданный на основе чертежей тяжелого "Нью Орлеана". Считалось,что если создать идеальный тяжелый крейсер с 203 мм пушками в лимите 10 000 тонн не получается,то легкий-тонн на 9600 со 155 мм орудиями уж точно можно сделать сбалансированным.Конгресс с утверждением кораблестроительной программы тянул и у конструкторов появилось время на доработку проекта.

Однако,в начале февраля 1933 и адмиралы и конструкторы оказались в состоянии легкого потрясения. Хитроумные японцы объявили о закладке 4-х легких крейсеров типа "Могами" с поразительными характеристиками- 8500 тонн , скорости хода 35 узлов ,15-155 мм орудий.Впоследствии оказалось ,что водоизмещение японцев под 12 тысяч тонн,а посадочные места башен подготовлены под замену на 203 мм
пушки.

Тем не менее британцы и американцы принялись дорабатывать свои проекты исходя из японской дезинформации. Американцы пожертвовали защищенностью ради огневой мощи.

Названия крейсера получали традиционно в честь американских городов.3 августа 1933 года были заказаны первые четыре крейсера типа «Бруклин»: «Бруклин», «Филадельфия», «Саванна», «Нэшвилл». 22 августа 1934 года выдали заказ ещё на три крейсера этого типа: «Феникс», «Бойс», «Гонолулу» . У американцев оставалось еще 17 600 тонн лимита по договору,в него решили "впихнуть" два облегченных крейсера типа "Бруклин". «Сент-Луис» и «Хелена» стали лишь слегка изменённой версией «бруклинов». Их заказали 16 октября 1935 года и 9 сентября 1935 года соответственно. Недостающий тоннаж был взят из класса эсминцев

«Хелена» обошлась американским налогоплательщикам в 25 млн. долларов против 15 за "Бруклин".

Во время войны погиб один из крейсеров типа "Бруклин",еще 6 после войны проданы Бразилии(два),Чили(два) и Аргентине(два).Остальные пошли на слом.Один из аргентинских крейсеров получил имя "Хенераль Бельграно" и был потоплен английской подводной лодкой во время Фолклендской войны 1982 года.

Всего построено 9 кораблей: «Бруклин» (CL-40 Brooklyn), «Филадельфия» (CL-41 Philadelphia), «Саванна» (CL-42 Savannah), «Нэшвилль» (CL-43 Nashville), «Феникс» (CL-46 Phoenix), «Бойсе» (CL-47 Boise), «Гонолулу» (CL-48 Honolulu), «Сент-Луис» (CL-49 St. Louis), «Хелена» (CL-50 Helena).

«Бруклин»  CL-40       Brooklyn New York N Yd— заложен 12 марта 1935 г., спущен 30 ноября 1936 г., вошёл в строй 18 июля 1938 г.. Зачислен в резерв 30.1.46 .В 1951 году был передан в состав чилийского флота под названием O'Higgins. Находился в строю вплоть до 1991 года, когда был продан на слом. При буксировке на разборку затонул в районе Кейптауна 9 ноября 1992 года.

«Филадельфия»  CL-41       Philadelphia Philadelphia N Yd— заложен 28 мая 1935 г., спущен 17 ноября 1936 г., вошёл в строй 28 июля 1937 г. Выведен из состава флота 9.1.46 . 21 января 1951 года был продан Бразилии и в тот же день зачислен в состав бразильского флота под именем С-11 Barroso (С-11) . Исключен из состава флота в 1973 году.

«Саванна»  CL-42       Savannah New York SB— заложен 31 мая 1934 г., спущен 8 мая 1937 г., вошёл в строй 30 августа 1937 г. Выведен в резерв 22.4.46 .Исключен 1 марта 1959 года, продан на слом 25 января 1966

«Нэшвилл»  CL-43       Nashville New York SB— заложен 24 января 1935 г., спущен 2 октября 1937 г., вошёл в строй 25 ноября 1938 г. Выведен в резерв 24.6.46 ,В 1951 продан Чили-переименован Capitan Prat Исключен 1982.

«Феникс»  CL-46       Phoenix New York SB— заложен 15 апреля 1935 г., спущен 12 марта 1938 г., вошёл в строй 1 февраля 1939 г. Выведен в резерв 28.2.46. 12 апреля 1951 года продан Аргентине. В аргентинских ВМС крейсер получил название «17 октября», а в 1956 году переименован в «Генерал Бельграно» .Потоплен 2 мая 1982 года британской АПЛ "Конкерор".

«Бойсе»  CL-47       Boise Newport News— заложен 1 апреля 1935 г., спущен 3 декабря 1936 г., вошёл в строй 1 февраля 1939 г. Выведен из состава флота 1.6.46 . 11 января 1951 года продан Аргентине ,переименован в ARA Nueve de Julio (C-5) . В 1978 году был выведен из состава флота, Списан в 1979, разобран на металл в 1983 в Японии.

«Гонолулу»  CL-48       Honolulu New York N Yd— заложен 10 сентября 1935 г., спущен 26 августа 1937 г., вошёл в строй 7 сентября 1938 г. Выведен в резерв 3.2.47 . На слом 17 ноября 1959 года.

«Сент-Луис»  CL-49       St. Louis Newport News— заложен 10 декабря 1936 г., спущен 15 апреля 1938 г., вошёл в строй 19 мая 1939 г. Выведен из состава флота 20.6.46 1951 году был продан Бразилии и переименован в Tamandare ( C12 ).Исключен 1976.

«Хелена»  CL-50       Helena New York N Yd — заложен 9 декабря 1936 г., спущен 28 августа 1938 г., вошёл в строй 18 сентября 1939 г. Потоплен 6.7.43

Водоизмещение-Стандартное 9700—10 560 дл. т, полное 12 243—13 327 дл. т .Длина 182,88 м / 185,42 м .Ширина 18,78 м .Осадка 6,54—7,37 м
Бронирование- Пояс 127 мм на обшивке 16 мм;
палуба — 44,5-51 мм;
барбеты — 152 мм;
башни: 165 мм лоб, 51 мм крыша, 76-38 мм борта;
рубка — 127 мм
Двигатели -8 паровых котлов Babcock & Wilcox ,4 ТЗА General Electric,100 000 л. с.Скорость хода 32,5 узла .Дальность плавания 7800 морских миль на 15 узлах(фактическая) .Экипаж 868 человек («Сент-Луис» и «Хелена» — 888 человек) .
Вооружение-5 × 3 — 152-мм/47, Зенитная артиллерия-8 × 1 — 127-мм/25,
(«Сент-Луис» и «Хелена» — 4 × 2 — 127-мм/38),
8 × 1 — 12,7-мм пулемётов,
2 × 1 — 76-мм/50 (только «Саванна»),
4 × 4 — 28-мм/75(«Филадельфия» и «Хелена»),
2 × 4 — 28-мм/75 («Саванна») . Авиационная группа- 2 катапульты,
4 гидросамолёта

К началу войны "Бруклины" практически не проходили модернизаций.

Установку 28 мм автоматов начали в 1940 году. Поскольку темп производства отставал от нужд флота, решили пойти на паллиативное решение, установив два счетверённых автомата и две 76 мм зенитки. До ноября 1941 года перевооружение успели пройти только «Филадельфия» и «Хелена». Изучение британского опыта показало, что закрытые рубки сильно ограничивают обзор при налётах. Крейсера получили открытые мостики поверх надстроек. В середине 1941 года были установлены противоосколочные щиты 127-мм орудий.

Для оказания огневой поддержки при проведении десантных операций, угол возвышения главного калибра был доведён до 60°. С «бруклинов» сняли боевые рубки и соорудили наверху широкий открытый мостик по типу британского. Аналогичный появился и на кормовой надстройке. Мостики получили противоосколочное бронирование. Фок-мачту перенесли на 2,5 м в корму.

«Бруклины» имели гладкопалубный с седловатостью корпус, при этом теоретические обводы были заимствованы у полубачного «Нью-Орлеана». Для снижения волнового сопротивления длину увеличили до 182,9 м, что позволило уменьшить мощность необходимую для достижения 32,5 узлов до 100 000 л. с.,а также установили хорошо выраженный бульб. Форма корпуса позволяла повысить скорость,но отрицательно сказывалась на мореходности .Благодаря высокому гладкопалубному корпусу было удобно запускать самолет с кормовой катапульты,а также использовать кормовую башню на сильной волне. Центральная часть палубы осталась для зениток. Такая схема стала классической для крупных кораблей. По всей длине корпуса шло двойное дно, переходившее в двойной борт, доходивший в оконечностях до первой платформы. Материалом для корпусных конструкций служила очень дорогая сталь STS, являвшаяся одновременно лёгкой бронёй. На обшивку шла тоже не дешёвая сталь HTS. Никто кроме американцев не мог себе позволить такой роскоши.

Корабли показали вполне хорошие результаты на испытаниях, причём без сверхпроектной форсировки турбин. «Бойс» развил ход 33,7 узла при водоизмещении 11 589 тонн и мощности 101 800 л. с. К 1945 году дальность «Бруклина» составляла 7260 морских миль на ходу 15 узлов и 5350 на 20. «Бойс» в 1945 году на ходу 15 узлов мог пройти 7690 миль, а на скорости 20 узлов — 5590 миль.

При заказе «Сент-Луиса» и «Хелены» (CL49 и CL50) было решено установить на них более компактные высоконапорные котлы,в отличие от немецких высоконапорных котлов эти котлы отличались высокой надёжностью.

Общая масса вертикальной брони достигла 1451 тонн или 15 % от стандартного водоизмещения (вместе с палубной 1798). Для сравнения, для типа «Дюка д’Аоста» — 1670 тонн или 20 %, для типа «Джузеппе Гарибальди» — 2131 тонны или 24 % от стандартного водоизмещения.

Система бронирования — коробчатое бронирование, впервые применённая на крейсерах типа «Даная»(«британская»): броневой пояс в районе МКО и короба вокруг погребов. Но по сравнению с современниками она имела максимальную толщину и минимальную площадь и предназначенная только на противостояние бронебойным снарядам. Главный броневой пояс длиной 51 м прикрывал только силовую установку . Его высота составляла 4,22 м, верхние 2,84 м были толщиной 127 мм, затем шло плавное утончение к нижней кромке до 82,5 мм. Пояс замыкался 127 мм траверсами. Носовой погреб защищал узкий подводный пояс толщиной 51 мм. По верхней кромке поясов шла 51 мм палуба (в районе двойного борта имела толщину 44,5 мм), в районе кормовых башен броневой палубы не было. Кормовой погреб был прикрыт коробом с 120 мм боковыми стенками с внешнем траверсом 92,25 мм и 51 мм внутренним траверсом и 51 мм крышей.

Боевая рубка была защищена бронёй толщиной 127 мм, её крыша прикрывалась 57-мм бронёй. Башни главного калибра получили дифференцированное бронирование. Лоб прикрывался 165-мм бронёй, боковые стенки — 76 — 38-мм, крыша — 51-мм. Барбеты башен имели толщину 152 мм, они же являлись снарядными погребами. К зарядным погребам шли 76-мм податочные трубы. Орудия универсального калибра защиты не имели. В целом бронирование оценивалось как сравнительно хорошее, особенно в плане защиты артиллерии главного калибра.

Конструктивная противоторпедная защита отсутствовала.

152-мм/53 орудие, стоявшее на легких крейсерах типа Omaha, считалось не слишком удачным, для кораблей следующего поколения было разработано новое 152-мм орудие Мк.16 с длиной ствола 47 калибров. Конструкция ствола этой пушки была заимствована у старого орудия Мк.8 образца 1898 г., но теперь оно снабжалось лейнером и полуавтоматическим вертикально-скользящим затвором, обеспечивавшим превосходную скорострельность. Орудия 152-мм/47 Мк. 16 снабжались четырьмя типами снарядов: бронебойным, полубронебойным (common) и двумя типами фугасных (с дистанционной трубкой и мгновенного действия). Масса всех типов снарядов 46,7 кг, заряда 14,5, латунной гильзы 12,8. Начальная скорость всех снарядов 812 м/с, максимальная дальность 21 473 м при 45 ° , фактический угол возвышения 40°. Позже для Мк. 16 был создан «сверхтяжёлый» бронебойный снаряд весом 59 кг . Орудия имели индивидуальные люльки, но привод вертикального наведения был общим. Башни получились очень тесными, с расстоянием между осями орудий 1,4 м , это приводило к увеличению рассеивания снарядов в залпе. Живучесть ствола составляла 750—1050 выстрелов.За скорострельность и создаваемый огневой шквал из 15 орудий получили прозвище-"шестидюймовые пулеметы". Снаряды у американцев хранились в трехуровневых кольцевых магазинах, расположенных внутри барбета, ниже вращающегося «стола» башни. Это значительно повышало вероятность взрыва боезапаса и увеличивало верхний вес, но позволяло экономить место внутри корпуса и сокращало время, требуемое для заряжания орудий.

Система управления огнём главного калибра была укомплектована двумя директорами Мк. 34, оснащёнными стереоскопическими дальномерами с базой 5,54 м и баллистическими вычислителями Мк. 8.

127-мм/25 пушка была первой крупнокалиберной зениткой, созданной для американского флота в середине 20-х, и на то время обладала прекрасными характеристиками, но к 1935 году она уже уступала иностранным аналогам (малая досягаемость, недостаточная скорость наведения, слишком тяжёлый унитарный выстрел). На «бруклинах» эти орудия стояли на установках Мк. 19 с увеличенной платформой для заряжающих. Система управления огнём была укомплектована двумя директорами Мк. 33, которые могли сопровождать самолёты до скорости 600 км/ч.

«Сент-Луис» (CL-49 St. Louis) и «Хелена» (CL-50 Helena) несли новые 127/38 универсальные орудия в спаренных установках, но эти первые двухорудийные установки (Мк. 29) выпускали только на 60 % больше снарядов на установку, чем одноорудийные 127/25 «Бруклина». Орудия среднего калибра на первых семи крейсерах защиты не имели (во время войны устанавливались противоосколочные экраны), на USS St. Louis и USS Helena стояли полноценные башни с 25-мм бронированием.

Согласно проекта крейсера должны были нести четыре счетверённых 28 мм автомата, но 28-мм автоматы ещё не были доработаны, лёгкое зенитное вооружение состояло только из восьми 12,7-мм пулемётов Браунинга. На крейсерах находились четыре гидросамолёта «Curtiss SOC Seagull». Подъём самолётов на борт осуществлялся установленным на корме краном. К концу 1944 года их вытеснили монопланы Vought OS2U Kingfisher, а на USS St. Louis в 1945 г. размещались одноместные Curtiss SC Seahawk .

По довоенным штатам, экипаж крейсеров типа Brooklyn состоял из 52 офицеров и 816 нижних чинов; на USS St. Louis и USS Helena последних было на 20 человек больше — главным образом, за счет многочисленной прислуги зенитных автоматов. Как и на всех крупных кораблях, помимо моряков в составе экипажа числились военнослужащие Корпуса морской пехоты. Их обычной обязанностью было поддержание дисциплины на борту, а в бою они обслуживали одну из башен главного калибра (как правило, №3) и некоторые установки зениток в носовой части надстройки. Экипажу был обеспечен достаточно высокий уровень комфорта . В годы войны численность экипажа существенно возросла: в 1945 году на USS Boise было 80 офицеров и 1116 нижних чинов, на USS St. Louis — 82 и 1134 .

К числу бесспорных недостатков крейсеров типа "Бруклин" относят низкую прочность корпуса ( носовую часть отрывало торпедой),неудачную конструкцию носовой части корпуса(отрицательно влияла на мореходность),жесткий перегруз из-за установки нового вооружения и оборудования-до 15%,что снижало остойчивость и требовало дополнительной укладки балласта.Отсутствие торпедного вооружения при неумении американцев им пользоваться некритично,а недостаток средств ПВО к началу войны был компенсирован установкой новых зенитных автоматов и систем управления огнем. С учетом постоянного увеличения зенитных установок и превосходной СУО,к концу войны "Бруклины" представляли собой уже довольно сбалансированные корабли.

Энергетическая установка в обоих вариантах показала свою надежность и живучесть. Недостатки артиллерии главного калибра (рассеивание и небольшая дальность) в боях оказались не так критичны. По береговым целям стрельба проходила успешно,а стычки с японцами -в основном на средних и малых дистанциях-где пушки американских крейсеров выглядели вполне достойно. Если по весу бортового залпа японские "Могами" имели преимущество- 838 против 700 кг,то за счет более высокой скорострельности "Бруклин " за минуту отгружал 5607 кг против 4190 кг у "Могами".При этом у "Бруклина" отсутствовала конструктивная противоторпедная защита.

При этом "Бруклины" были самыми дорогими из одноклассников, красиво жить не запретишь,а корпус из высококачественной стали-удовольствие дорогое. В комплексе они со своей ролью справились.По конструкции "Бруклин" стал вехой американского кораблестроения ,задав стандарт для последующих типов и тяжелых и легких крейсеров- компоновка, гладкопалубный корпус, продольная система набора, система бронирования, трехорудийные башни главного калибра, размещение авиационного вооружения на корме. В боях же на Тихом океане эти крейсера стали своеобразными "ганшипами",смертоносным источником лавины огня на ближней и средней дистанции. В этом варианте рассеивание не играло уже никакой роли.9 крейсеров во Второй мировой войне набрали шестьдесят восемь «боевых звезд» . 6 из них продолжили службу в южноамериканских флотах до начала 80-х.

Боевые подвиги "Бруклинов" будут в отдельной статье.

Читайте "Морскую коллекцию"-все выпуски-

Линейные крейсеры.

Линейные корабли.

Тяжелые крейсеры.

Броненосцы береговой обороны.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам