#самсебелекция (для тех, кто не попал или просто пожалел денег)
Конспект лекции Льва Лурье о Выборгской стороне. Декабрь 2013.
Рабочих, таких, как Калинин, среди большевиков было мало. Поэтому Михаила Ивановича выбирали на все видные роли. Эту близость к народу было особенно важно демонстрировать в таких рабочих районах как Выборгская сторона.
В те времена она – все, начиная от Елагина острова (а гулять на Крестовский и Каменный не ездили), минуя дачу княжны Салтыковой на Черной Речке и до дворца в Шуваловском парке (богатство Шуваловых идет по линии Нарышкиных). На север – места тихого и громкого отдыха. На восток – краснокирпичные фабрики (впрочем, до 1880-х вода в Неве была еще чистой) и медицина.
По пути к местам громкого отдыха в Старой деревне гуляющие делали две остановки – в ресторане «Аквариум» на Каменноостровском (где Ленфильм) и на «Вилле Родэ» на Савушкина (любимое место Распутина). В Старой же деревне – что-то типа современных ночных клубов: модная тема, привезенная из Москвы другом Гиляровского, основателем «Яра» и «Сада Эрмитаж».
На Выборгской и, частично, на Петроградской, кроме рабочих жили медики. До конца XVIII века выпускниками Медицинской Академии были сплошные немцы. В XIX сложилось три типа русских докторов: частный семейный, земский (аналог поликлиники – чистая благотворительность) и «профессор». Именно госпиталь формировал береговую линию Выборгской стороны (за критику нарушения которой гостиницей «Ленинград» попал в опалу Лихачев).
Лесотехническая академия, переведенная в свой нынешний парк еще при Николае I, во все времена была прибежищем самых отсталых абитуриентов. Их компактно селили в коттеджи, прообразы общежитий: так удобнее присматривать, как бы чего не натворили.
Политех – напротив, самый прогрессивный ВУЗ, по немецкому образцу, с подчинением лично министру финансов в лице Витте. От него пошли все наши специализированные институты. Принимали не по экзаменам, а по конкурсу аттестатов. Своему рывку 20-30-х советская наука обязана именно его выпускникам. Ну и расположенному рядом в бывшем приюте для престарелых дворян ФТИ.
Кроме «Пентагона», где многие физики и жили, в этом обширном районе примечательны больница Скворцова-Степанова: очень красивый и полностью сохранившийся XIX век и построенные финнами павильоны станций Удельная и Озерки. Дацан в имперской столице - не просто так: кто владеет Тибетом, тот владеет Центральной Азией. Образец конструктивизма круглая баня на Мужества: тот же автор, что и у Кировского стадиона.
Нева постепенно загрязняется: на оплот оборонки и машиностроения везут уголь из Уэльса, все стоки – в реку. Огромный дефицит станочников. Несмотря на попадание в открытый черный список бузотеров, отказать себе в том, чтобы взять такого на работу, никакой завод позволить не может. Рабочему стать мастером нереально. Выборгская сторона – самый насыщенный разнообразными предприятиями район города. Бикфордов шнур вдоль воды.
Но первую булочную в феврале 1917-го разгромят не там, а на Бармалеева. Родина же революции – бумагопрядильная фабрика «Невка», расположенная прямо напротив Ботанического сада. Впрочем, о тех событиях у нас есть отдельный конспект.
Еще хорошее: https://dklurie.ru/afisha/calendar/