Найти в Дзене
Журнал Миниполис

Как крановщик посёлка Мехзавод стал музыкантом

Оглавление

Рассказываем историю жителя Москвы Леонида Кузьмина и его путь из посёлка Мехзавод Самарской области до работы с экс-бендом "Звери"

Лёня переехал в Москву несколько лет назад и работает с экс-бэндом «Звери», Родионом Газмановым, поп-группой «Божья Коровка». Выступал в Государственном Кремлёвском дворце, исполнял свои песни в Москве на Дне города и фестивале «Metro Оn Stage».

- Это было невероятно круто! Мне аккомпанировали ребята из группы «The Baxter», я исполнил четыре свои песни и «Wonderwall» группы «Oasis». И также захватывающе я чувствовал себя недавно, когда аккомпанировал вместе с другими музыкантами участникам одного танцевального чемпионата. Мы играли для них фокстрот, венский вальс, румбу… Как это всё меня захватывало! Это потрясающий опыт.

Песня Stay из альбома Леонида Кузьмина

Своё детство Лёня провел в посёлке Мехзавод Самарской области. Увлекался музыкой. Вместе с другом слушал группу Metallica и мечтал стать байкером. Мечта, как в шутку говорит музыкант, привела друзей к учёбе на автомеханика. Но в колледж с другом Лёня не поступил. Тогда им предложили идти в училище на крановщиков.

- Мне до сих пор никто не верит, что я профессиональный крановщик с высшим разрядом! - говорит Леонид. – Я могу строить дома, причём у меня повышенная квалификация, я окончил училище с красным дипломом. Диплом остался, а допуск к работе я разорвал на какой-то вечеринке со словами: «Я музыкант!». Естественно ещё тогда в училище, «в каморке, что за актовым залом», репетировал училищный ансамбль. И я начал в нём заниматься, играл на гитаре. Это были мои первые знакомства с ля-минор и до-мажор. Потом у меня возникла идея создать свою группу. Я начал писать песни и собирать ребят, и после долгих репетиций мы выступили на первом в нашей жизни городском фестивале.
Спева направо: Валерий Мурзов, Алвон Джонсон, Леонид Кузьмин  в филармонии города Тольятти
Спева направо: Валерий Мурзов, Алвон Джонсон, Леонид Кузьмин в филармонии города Тольятти

Музыка и армия

Помню свои первые репетиции. И я очень ярко запомнил такой случай: мне дали какие-то распевки на кассете. Я принёс их домой, включил магнитофон и пытался их повторять. Тут мама открывает дверь в мою комнату и говорит: «Лёня, хватит выть, пойдём есть!». И тогда я обидчиво ей ответил: «Мама, я должен репетировать!» Я был упёртый, много занимался и распевался. Мне советовали брать ноты и читать их, как стихи. И я пробовал. Потом настал момент армии, но не хотелось на два года расставаться с музыкой. И так как у меня была ещё одна страсть – море, я поступил в речной техникум. Но меня хватило на полгода. Я понял, что кроме музыки я не могу больше заниматься ничем другим. На следующий год я решил попробовать поступить в Академию искусств в Самаре. У меня не было теоретических знаний, я не умел читать по нотам, у меня была только практика. Я готовился к поступлению три месяца, параллельно играл в джазовом клубе. И поступил на заочное. Но повестка всё равно пришла, и пришлось идти в армию. Видимо, в этот момент сошлись все звёзды, и меня определи служить в «Ансамбль песни и пляски Приволжского военного округа».

- И как тебе такая служба при твоей любви к Metallica?

- Ох, тяжело. С любовью к Metallica, Deep Purple и Led Zeppelin петь песню «Комсомольцы-добровольцы» это что-то! Но я переламывал себя, потому что или три наряда вне очереди или песня «Офицеры» 10 раз на банкете у военных, или «Комсомольцы-добровольцы». По-моему, выбор очевиден!

После армии знакомый предложил Лёне работу преподавателя в джазовом клубе. Начинающий артист учил музыке и параллельно создавал свою группу. На фестивале «Крылья» Лёня познакомился с такими же как он молодыми и амбициозным музыкантами и группа начала вместе репетировать. Но всё это было нестабильно: кто-то уходил, кто-то приходил. Потом Лёня начал занимался группой, как своим сольным проектом. Позже получил опыт в симфоническом оркестре Тольяттинской филармонии.

Свобода в музыке и оркестр

После армии я продолжил работать с оркестрами и ансамблями в Тольятти, но сейчас ни за что не пойду туда. Я солист! Иногда, круто что-нибудь сыграть в оркестре. Почувствовать этот большой механизм. Но когда ты находишься в этой системе каждый день, это изматывает. Я когда-то подрабатывал в хоре театра оперы и балета в Самаре, и было круто! Но не каждый день, потому что со временем это превращается в рутину. Люди в оркестре, должны быть другого темперамента, не такие как я. Не люблю чувствовать себя винтиком. Музыка не должна быть жёсткой системой, это свободный полёт. А в оркестре ты, как на конвейере. Оркестр – это своё очарование. Человек в оркестре должен чувствовать массовое слияние инструментов, эту синергию, когда играешь одну нотку, потом мелодия разрастается, добавляются скрипочки… В оркестре Тольятти оказалось интересно работать, когда приезжали джазовые звёзды. В последний год мне даже самому посчастливилось выступить в качестве джазового солиста! И это было какое-то волшебство! Но я не совсем из «системы оркестра». Мне хочется свободы.

Песня Луи Армстронга When The Saints Go Marching In

в исполнении группы Леонида Кузьмина [Леонид справа, контрабас]

Сейчас у тебя больше свободы?

- Гораздо! Моя жена говорит, что у меня «синдром солиста». Я люблю, чтобы моя партия была выделена, была яркой. И когда я играю у Родиона [Газманова], стараюсь себя немного придерживать. Это ведь поп-музыка, здесь акцент должен быть на текст и на бит. Я такой человек, которому хочется самовыражения через музыку. И, наверное, поэтому я всё больше пишу и пою свои песни.

Леонид Кузьмин
Леонид Кузьмин

Москва и начало карьеры

Однажды моя жена сказала мне: «Что-то ты здесь в Самаре «залежался». Хочу видеть тебя на Первом». И я поехал в Москву. Первый год было тяжело. Определённых предложений по работе тогда у меня никаких не было, но мне помогали друзья - семья музыкантов Максим Фролов и Даша Шорр: он барабанщик, а она басист. Они сильно мне помогли, особенно на первых парах. Они меня и направляли в нужно творческое русло, помогали с подработками, выступлениями, иногда я заменял музыкантов на концертах, которые не смогли приехать. Я старался откликаться на все интересные мне предложения, брал почти все заказы и бегал по репетициям. И на одной из таких творческих площадок я познакомился с группой «Город 312». Мы начали общаться, и у них я тоже многому научился. Был случай, когда Дима Притула, участник группы, был на радиоэфире у Родиона Газманова. Родион тогда спросил у него, может ли он порекомендовать какого-нибудь хорошего басиста? И Дима порекомендовал меня.

Леонид Кузьмин
Леонид Кузьмин

- То есть у тебя сейчас много заказов, но ни с кем нет контракта?

- У многих музыкантов нет контрактов с исполнителями. У меня до сих пор на неделе может быть по несколько репетиций с разными группами. Но когда у исполнителя мало концертов, у него большая текучка. С Родионом, например, или с «Божьей коровкой» мы договариваемся заранее, к каким концертам готовимся и к каким числам. Так происходит и с другими исполнителями. В народе про такой подход говорят: «Кто первый встал того и тапки!».

Леонид Кузьмин
Леонид Кузьмин

Когда у музыканта много групп он может выучить 45 песен за 2 дня

Бывало, что из-за постоянной нехватки времени на репетиции, я не всё успевал, да и сейчас не всегда успеваю. Но когда мы с кем-то выступаем на сцене, я стараюсь выложиться полностью. Был даже случай, когда вплоть до выхода на сцену мне приходилось учить аккорды в гримёрке. Но все солисты к этому относились всегда адекватно, и даже иногда не исполняли некоторые песни из-за того, что я не был готов их сыграть. Сейчас всё уже по-другому. Ведь когда ты умеешь быстро подстроиться под новый материал, это говорит о высоком уровне твоего профессионализма.

Были такие коллективы, когда я глядя на их аранжировку абсолютно не понимал, как это можно сыграть. Мне просто давали аккорды из песни, которую пели где-то в 30-х годах прошлого века, и я никогда её даже не слышал. И на репетициях чувствовал себя типичным концертмейстером, который подстраивается под вокалиста: он остановился, и концертмейстер остановился – сейчас то же самое, приходится в салочки играть с исполнителем. Музыкант – это не машина, не фонограмма, не минусовка, и он не сыграет каждый раз одинаково. Со временем я понял, что не столько сложно перестроится с репертуара одной группы на другую, сколько сложно вместить всё в своей голове. Помню, мне как-то нужно было за два дня выучить около 45 песен. Сейчас я могу сказать, что это реально. Но тогда мне так не казалось.

Работа с экс-бэндом «Звери»

Сейчас я работаю над своим сольным проектом под рабочим названием «Hasta la vista». Я пишу песни и музыку, а ребята со мной играют. Примерно каждые полгода я выпускаю по одной песне и надеюсь, что уже летом мы покажем миру нашу совместную работу. И, надеюсь, скоро выпустим новый совместный клип на мою песню «Смотри я уже». Все свои треки я планирую вскоре выкладывать на iTunes, но пока они в открытом доступе в Интернете.

Леонид Кузьмин с экс-бэндом "Звери"
Леонид Кузьмин с экс-бэндом "Звери"

- Не боишься за авторские права?

- Нет. Недавно я слышал, что какая-то группа сделала кавер на мою песню. Как услышал, подумал: «Здорово!». Значит, людям нравится то, что я делаю. И даже если вдруг так получится, что кто-то решит мою песню приписать себе, я напишу новую.

Поиск своего стиля в музыке

Я заметил такую тенденцию, что последнее время пишу в таком же стиле, в котором слушаю музыку. А слушаю я последнее время старый британский рок или инди-рок, например Oasis, Kasabian. До этого я слушал Jamiroquai, и когда писал свою песню «Я как снег», эта группа оказала на меня сильное влияние. Стиль моих песен, как мне кажется, не похож друг на друга: какие-то в стиле рок, поп-фанк, поп-рок, а где-то фанк или блюз. Хотя мои друзья, музыканты говорят: «Лёня, пиши в одном стиле». И я с ними полностью согласен. Нужно выдерживать стиль. Когда ты начинаешь прыгать с одного на другой, теряешь свою аудиторию. И сейчас я определился со своим направлением – играю поп-рок.

Леонид Кузьмин
Леонид Кузьмин

Я не смотрю на российскую сцену, как на пример подражания, мне больше импонируют западные исполнители: U2, Coldplay, Red Hot Chili Peppers, Maroon 5. Когда я слушаю песню человека, который живёт в другой стране, то понимаю, насколько у нас разные восприятия одних и тех же событий. Я недавно был в Америке, и какие-то банальные вещи меня ставили в ступор не потому, что я что-то делал неправильно, а из-за того, что мы разные люди. Я – русский человек, со своим опытом, багажом знаний, со своим русским менталитетом. И когда я слышу лирику зарубежного исполнителя, я, естественно, пропускаю это через свою призму. И чем ты глубже пытаешься его понять, тем интересней становится его слушать. Я слышу его переживания по поводу происходящих вокруг событий, и в это время моё мировоззрение становится шире. Мне интересен взгляд другого человека на окружающий нас мир и то, как он воплощает его в музыку. Когда я общаюсь с человеком в «музыкальном ключе», я узнаю от него что-то новое. Он строит свою историю жизни с помощью нот, а я пытаюсь строить свою.

Концерт Леонида Кузьмина, фото А.Колганов
Концерт Леонида Кузьмина, фото А.Колганов

- У тебя остаётся время на свои репетиции?

- Стараюсь успевать. Я каждый день занимаюсь музыкой, придумываю новые композиции, работаю над собой. Но, если честно, я такой лентяй! И меня всегда приходится себя заставлять заниматься. И я делаю это, чтобы свободно владеть своей гитарой, как инструментом общения со слушателем. В этом и измеряется мастерство. Гитара для меня – это инструмент, который позволяет разговаривать с другими людьми на невербальном уровне. Чем больше я репетирую, тем лучше меня понимает слушатель. Когда я выхожу на сцену, я рассказываю всем в зале историю о том, что меня тревожит. Кто-то рассказывает о политике, кто-то о любви.

А я больше рассказываю о недопонимании в обществе. Последняя моя песня «Копилка», музыку к которой я скоро начну писать, о том, что мы часто не реагируем на происходящее вокруг нас. Например, в социальных сетях нас просят сделать репост о помощи: болеет ребёнок или потерялась собака… И на этом наша помощь заканчивается. Почему мы ограничиваемся «лайками» и «репостами»? Мы остаёмся пассивными, когда кому-то рядом требуется помощь, об этом я хочу сказать со сцены в своей новой песне.

Мои песни рождаются, когда происходит что-то эмоциональное для меня. Например, если меня что-то вдохновило в человеке, я могу написать о нём песню. Или о том, что он говорил. Однажды один мой знакомый барабанщик, когда приехал ко мне в гости, сказал о том, что район, где я живу, ему напоминает о встречах с его девушкой. Она до сих пор живёт где-то здесь, в Жулебино. И эта его история меня настолько вдохновила, что на следующее утро я проснулся и начал писать, писать и писать. В такие моменты в голове появляется целая картина, которая ложится на музыку. Так родилась одна из моих песен. Сейчас я продолжаю писать, и это пока основная моя цель - сольная карьера.