Хорошо помню день 11 декабря 1966 года.
Наша семья получила наконец-то на пятерых (отец, мать, три брата) отдельную трехкомнатную квартиру от завода “Знамя труда”.
Утренняя суета в Измайлово, откуда мы выезжали из коммунальной квартиры, переезд в Химки-Ховрино (так модно было называть район), и вот я вхожу в пустые комнаты. В дальней из окна открывается незабываемый вид – чуть левее странный четырехэтажный дом (перестроенный бывший Троицкий собор Казанского Головинского монастыря), обилие деревьев, двухэтажное здание из красного кирпича впереди, а чуть дальше стройная колокольня и вторящая ей на горизонте Останкинская телебашня, еще не до конца возведенная.
Выбегаю на балкон, а там внизу настоящая деревня с домами-пятистенками, сараями. И только чуть дальше видны разрозненные строящиеся пятиэтажки. Над всем этим царством “пяти этажей” гордо блестит звезда на шпиле здания Речного вокзала.
Говорят, что закрытие монастыря и дальнейший его ренессанс предсказывал схимонах Николай, в миру бывший крестьянин Рязанской губернии И. И. Гулин, поселившийся в этих местах в конце 60-х годов XIX века. Тогдашняя владелица головинской усадьбы В.И. Головина была женщина благочестивая, любила принимать у себя странных людей, инокинь и иноков. Она совершала паломничества в Троице-Сергиеву лавру, Оптину пустынь, вела активную переписку с видными деятелями церкви. Проникшись набожностью Гулина, Варвара Ильинична разрешила ему жить в хижине в глубине рощи за старинным парком у сельца Головино. Решение стало историческим.
Кстати, название местечка не имело ничего общего с владелицей поместья тех лет, так получилось. На самом деле все пошло от прозвища за свой ум боярина И.В Ховрина – Головы (1453 - 1509/1516), вотчиной которого были здешние места. Ховрины-Головины были настолько знатным и влиятельным родом, что имели свой дом в Кремле наряду с такими старыми боярскими фамилиями, как Сабуровы, Морозовы, Беклемишевы.
Головино в дальнейшем часто меняло своих владельцев.
Ко времени перехода сельца от полковника М.М. Обольянинова к В.И. Головиной тут было всего 11 дворов, 60 крестьян, 7 дворовых. Усадьба выглядела типично помещичьей. Главный дом - одноэтажный с парадного фасада и двухэтажный со двора. С ним соединялся крытой террасой длинный деревянный флигель, предназначенный для торжеств и балов. В старинном парке с широкими липовыми аллеями находился маленький пруд, а за ней роща. Именно там и жил схимонах Николай. По его просьбе владелица приняла двух девиц, духовных сестер, крестьянок М.М. Стрельникову и Е.Я. Муравьеву, посвятивших свою жизнь Богу. Вскоре к ним присоединилась еще одна девица - Е.К. Репина. Они и привезли с собой икону Казанской Божией Матери, в честь которой в дальнейшем получит название монастырь, возникший здесь.
Очень интересно рассмотреть карту 1952 года, где видны еще монастырские постройки и очертания разобранной каменной ограды.
В наследство от старинного села нам достались сады, в которых я мальчишкой частенько лазил по деревьям за яблоками и вишней, гоняемый жителями первых этажей нашего дома, теми, кто раньше жил в Головине. Они по-прежнему считали, что плодовые деревья их собственность.
Березы, дубы, сосны, ели, клены, каштаны, яблони, груши, вишни, сирень, рябина – вот неполный перечень деревьев, с тех времен украшающих и освежающих наш двор.
Остатки строений монастыря дожили до августа 1970 года, когда мощной техникой разбили толстые кирпичные стены построек, повезло только колокольне, наверно, просто побоялись ее разрушать из-за опасной близости пятиэтажек.
Чтобы продолжить разговор об истории монастыря, самое время вернуться в 1872 год. В усадьбе был возведен двухэтажный деревянный терем, в верхнем этаже которого устроили домовую Спасскую церковь, а нижний был занят кельями, где жили послушницы. Вскоре умирает Гулин, казалось, община умерла, так и не сложившись. Но благодаря стараниям купца Сидорова Н.И., выкупившего сначала 8 десятин земли для богадельни, а после смерти Головиной в 1880 г. и остальную землю, ситуация изменилась.
Из воспоминаний М.М. Стрельниковой:
“Шло нам положение из барской экономии, продовольствие, а на нужды сами себе зарабатывали. К весне нас собралось уже семь человек. Одна была беда: церкви не было. А у Головиной была в доме большая образная, были иконы древние и частицы мощей. И Иродион Иванович, и сама она думала, что не подобает святыню в доме держать, хотела церковь устроить. Да митрополит Филарет этого не разрешил ей, а дозволил митрополит Иннокентий. Радость это для нас была, а тут вскоре и печаль нас постигла: батюшка наш у себя на родине скончался. Остались мы без него как сироты горькие. Что делать, не знаем. Помним лишь его предсказание, что будет на сем месте обитель, помним и ждем.”
В мае 1881 г. 75,5 десятин с лесом и постройками перешли к Сидорову. Купец обратился с просьбой к Московскому митрополиту Макарию учредить в сельце Казанскую женскую общину, подчеркнув что жертвует свое имение в ее пользу. Вскоре Синод вынес решение об учреждении общины и началось активное строительство.
19 октября 1882 г. была освящена церковь Казанской иконы Божией Матери, деревянная на каменном фундаменте. Начальницей выбрали М.М. Стрельникову, позже она стала и первой настоятельницей под именем Магдалины. Муравьеву посвятили в казначеи, а Репину - в благочинные.
В 1885 г. именным указом Александра III за общиной была закреплена подаренная земля. 7 марта 1886 г. Синод постановил переименовать общину в Казанский Головинский общежительный монастырь со штатом из 15 монашествующих и стольких же послушниц. Эта дата и считается годом основания монастыря.
Каменный соборный храм Живоначальной Троицы с двумя приделами - Марии Магдалины и Черниговской Божией Матери - построил в 1887 г. вологодский купец М.Н. Киселев в память умершей жены, он же на свои деньги снабдил его всем необходимым. Своды и стены храма расписаны за счет рогачевского крестьянина П. В. Корнева.
В монастыре построили двухэтажное здание, нижний этаж которого заняла больница, а верхний - богадельня. В этом же корпусе находилась церковь св. Акилины Мученицы, построенная на деньги воскресенской купчихи Акилины Смирновой, принявшей тайный постриг под именем Рафаилы.
На средства благотворителей возвели еще два корпуса: для настоятельницы и для братии с трапезной и пекарней.
Не имея возможности увидеть пейзажи тех лет, доверимся “Московским ведомостям” № 211 за 1900 год, где эмоционально изложены воспоминания о прогулке возле Головина.
“От Михалкова до Головинского монастыря версты полторы. Шоссе, обогнув фабрику Иокиша, затем круто уклоняется вправо и доходит до самого монастыря. Дорога идет большею частью лесом, но все-таки лучше направиться прямо из парка окольною тропинкой. Из каменной беседки, испещренной надписями, надо повернуть тут же влево по берегу пруда. Пройдя несколько десятков шагов, через маленькую дверку в загороди вы заметите поворот налево и отсюда ступайте дорожкой по насыпному валу на берегу пруда... За плотиной вскоре поворот направо, а через высохшее болотце – тропинка на пахотные поля. Отсюда открывается вид с широким кругозором…
На горизонте, начиная справа, вырисовываются фасады, крыши и куполы церквей и зданий в Дегунине, Ховрине, Аксиньине. А влево на холме красуется Головинский монастырь. Первою постройкой, которая встретится на пути к обители, будет скотный двор. Если устали, зайдите и выпейте свежего молока, которым гостеприимно и недорого угощают монастырские белицы. За скотным двором другие, внемонастырские постройки, в том числе и дачи, в конце которых на перевале холма находится гостиница. А через дорогу от скотного двора – калитка в новенькой, “с иголочки”, каменной стене ограды. Обитель расположилась просторно, на приволье. Все ее здания блестят чистотой и новизной, сгруппировались уютно и оставили еще много места для будущих построек.”
Каменная беседка в Михалково все еще на месте, вы можете повторить эту прогулку, только, боюсь, эмоции будут другие. Молочка точно уже никто не нальет, а вот бензинчиком на автозаправке можно напиться на том месте, да и пейзажи не вдохновят уже.
Казанский Головинский монастырь по современным понятиям был “новоделом”, но очень полюбился москвичами и окрестными жителями, потому что здесь чувствовалось что-то несуетное.
С помощью православных сайтов удалось восстановить схему расположения построек обители и наложить ее на современную застройку.
Правда, кое-что я и сам помню - четырехэтажный, сильно перестроенный Троицкий собор, пространство за ним, где сохранились аллеи внутримонастырских посадок, а также обезглавленную Казанскую церковь с прилепившимся сараем.
Ну, и, конечно, особенно поразил котлован строящегося дома № 3 по Смольной улице, мимо которого я ходил в школу. Представьте – разбросанные кости и черепа, а в вертикальных стенках среза - гробы на уровне 1,5-2 метров ниже уровня земли. Картина не для детской психики, но таково было отношение в те времена ко всему, что датировалось до 1917 года.
Чьи останки лежали тогда под ногами прохожих на разоренном кладбище Головинского монастыря?
Может кого-то из жертвователей либо из семейства Иокишей, владельцев Михалковской фабрики, может художника-передвижника К.В. Лемоха, жившего на хуторе близ Ховрина, либо его жены и внука, являвшегося также внуком Менделеева. Этот печальный ряд можно продолжить, грустно, остается только попросить прощение за содеянное кем-то святотатство.
Монастырь в 1911 году отпраздновал двадцатипятилетие основания, было начато строительство каменной колокольни в 25 сажен (по числу лет юбилея) вместо изветшавшей деревянной, в монастырских стенах уже жили 150 монахинь и послушниц.
Газета “Русский инок” в декабре 1911 года писала:
“25 лет - срок для существования монастыря очень небольшой, так как многие и многие обители на Руси Святой считают свое бытие столетиями. Однако, и 25 лет существования что-нибудь да значат! А, главное, они свидетельствуют, что и в наше время не оскудела вера православная, что и в наше время созидаются и процветают Божии обители...
В Головинском монастыре теперь четыре храма; каменный, во имя Пресвятой Троицы, каменный - больничный, во имя св. мученицы Акилины; деревянный домовый храм, во имя Всемилостивого Спаса и деревянная церковь, посвященная Казанской иконе Божией Матери.
Ежегодно в Головинском монастыре совершается два крестных хода: 8 июля - в день празднования Казанской Иконе Богоматери и 27 июня - в воспоминание совершившегося, первоначально, в этот день основания монастыря.
При обители существуют иконописная мастерская, школа грамоты и рукодельня для девочек. Для больных и престарелых сестер обители имеются больница и богадельня. Управляет монастырем игумения.”
Но грянул 1917 год.
Отношения с Советской властью в первое время были нормальными. В 1919 г. Никольская больница развернула в монастыре госпиталь, а Наркомат здравоохранения выделял ежемесячно по 500 рублей на его содержание. Но по окончании Гражданской войны настали тяжелые времена. Во время голода 1921-1922 гг. началась кампания по изъятию церковных ценностей, происходил повальный грабеж церквей и монастырей.
Сестры по примеру других обителей организовали трудовую артель. Фактически она уже существовала, созданная самим образом жизни в монастыре, и лишь оформилась в советское время как один из способов выжить. А трудолюбия монахиням было не занимать. На Всемирной выставке 1900 г. в Париже золотошвейная работа с жемчугом получила "Гран При". А молочную ферму Головинского монастыря окрестные жители вспоминали десятки лет спустя после закрытия обители.
В 1923 году артель была распущена, еще некоторое время монахини оставались на месте, тем более что большинству из них просто некуда было деться. Появились другие “постояльцы” – рабочие бывшей фабрики Иокиша, студенты, военнослужащие. Спасская церковь была превращена в общежитие.
В 1928 году у монастыря отобрали деревянную церковь и землю, но служба продолжалась в соборе к неудовольствию властей. Начались гонения на служителей церкви. Вскоре арестовали о. Василия, прослужившего священником в храме Казанской иконы Божией Матери с 1894 года, и приговорили к ссылке. Поводом для ареста было дело о срыве показа антирелигиозного кино в Пасхальную ночь 1929 года, когда кто-то повредил провода, и демонстрация фильма прекратилась.
Таким образом, годом закрытия Головинского монастыря можно считать 1929-й, когда последний раз слышали звон колоколов на Пасху. Вскоре большинство монахинь вывезли в Казахские степи в ссылку. Многие из них погибли в дороге от голода, другие умерли уже на поселении.
Такие страсти кипели в Головине всего восемьдесят-девяносто лет назад.
Недавно удалось раздобыть спутниковый снимок ЦРУ, рассекреченный недавно. Спасибо вам, неизвестные работники американского плаща и кинжала, что вы запечатлели ту, еще не родившуюся Смольную улицу 16 июля 1966 года. Если бы не вы, то уже тяжело бы было вспомнить детально постройки тех лет. Наш дом уже возведен под крышу, соседние еще нет, школа 157 уже работает, видны и монастырские постройки. Даже пруд бывшего известного головинского парка виден на месте, где сейчас завод “Кристалл”.
Опять почитаем “Московские ведомости” за 1900 год:
“Рядом с монастырем парк, на окраине которого стоит гостиница и неподалеку монастырская школа. В гостинице живут и постоянные жильцы – дачники. Живут они и в отдельных дачах, и в крестьянских домах, известно ведь, что дачники под Москвой гнездятся везде, где только есть жилье. По аллее парка расставлены скамейки и столики, за которыми богомольцы подкрепляют свои силы. Самый парк очень милый, уютный, тенистый, со старыми липами, с небольшим прудом, за которым через плетень открывается живописнейший вид. За неглубокою котловиной, все поднимаясь выше и выше, на обширном горизонте раскинулись поля, огороды, леса, деревни, усадьбы, церкви. Полюбовавшись картиной, можно продолжать прогулку. Для этого стоит только раздвинуть плетень и идти к Ховрину, до которого отсюда рукой подать.”
Господи, как же мило и уютно было тут в начале XX века!
Большинство живущих здесь сегодня даже не подозревают об этом.
Головино стало жертвой большого города, пав в неравной схватке. И только головинские колокола напоминают о связи времен, призывно зовя на службу, как тогда, когда крест колокольни был виден за много километров, когда Россия была совсем другая.
Скоро снесут и наш дом, есть такие планы по реновации. Квартал будет застраиваться высокими зданиями, приедут новые жильцы, ничего не знающие об истории местности и не видевшие села Головина. Здесь появятся дети, для которых их новый дом будет любимым домом детства, какой для меня стала эта “на лицо ужасная, но добрая внутри” пятиэтажка в зеленом дворе, наследница села Головино.
Мою видеоверсию рассказа можно увидеть по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=YIx8UrUwffE