В 2010 году Роман Полански снял отличный политический триллер «Призрак». В следующем году он развернулся на 180 градусов и снял «Резню» - камерную драму с четырьмя персонажами. Он уже имел опыт камерного кино в блистательной «Смерти и девушке» (я так и не посмотрел «Отвращение»), но как известно раз на раз не приходится.
В нью-йоркском парке один мальчик ударил другого палкой, выбив ему зубы и повредив лицевой нерв. Родители обидчика отправились в квартиру родителей пострадавшего ребенка, чтобы обдумать дальнейшую стратегию действий. Поначалу вся дискуссия носит мирный характер, но потихоньку участники начинают распаляться и дискуссия приобретает ряд неприятных черт.
Детство – это то время (как минимум, подразумевается), когда мы можем быть самими собой и решать все вопросы непосредственно. Но затем над нами начинают довлеть общественные условности: надо быть спокойным, сдержанным, никогда не показывать свои эмоции, нельзя раздражаться, срываться и т.п., хоть даже окружающие взрослые далеко не всегда следуют декларируемым принципам.
Это «программирование» впечатывается намертво и лишь в некоторых случаях «программа» дает сбой. А в большинстве случаев нам приходится только «мечтать в кулачок» как мы запулим кирпичом в голову обидчика (выбирайте свой вариант по вкусу). Есть еще одна черта, которую большинство детей перенимают у взрослых – неспособность слушать друг друга и принимать чужую точку зрения, кроме как притворно.
В «Резне» у добропорядочных взрослых «сорвало резьбу». Каждый из четырех героев представляет из себя отдельную индивидуальность: SJW Пенелопа, простоватый Майкл, агрессивная Нэнси и циничный Алан. Первым фитилем к раздору становится обвинительный тон Пенелопы, потихоньку выводящий из себя Нэнси, желающую защитить своего сына.
Не нужно таить, что немалое число семей (не хочу никого обидеть) держится по инерции и супруги не расходятся из-за общественного давления или еще чего-то. В любом случае, жить 24 часа в сутки с опостылевшим супругом – сомнительное развлечение, - поэтому супруги начинают искать в чем-то отдушину, в том числе в поиске социальной справедливости, цинизме и актах агрессии. Но акты агрессии – одна из тех вещей, которую мы можем крайне редко себе позволить.
Когда эта возможность появляется, то немалое число людей начинают ее использовать на все 100% и им становится плевать на все, как и героям «Резни». Каждый из героев фильма мечтает слить накопленный негатив, а дети являются только предлогом для этого. При этом обнажается истинная натура каждого человека, например, Пенелопа способна видеть мир только в черно-белых тонах.
Но потом взрослые отряхнут себя, наденут личины приличных членов общества и снова начнут копить подавленную злость, поэтому в таких историях не может быть хэппи-энда. Несмотря на это, если подобную историю снимает Роман Полански с отличными актерами, то мы можем получить удовольствие от этого короткого и колючего фильма. А я с нетерпением жду его фильма про дело Дрейфуса.
Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/67213.html.