Многие киевляне и гости города обращали внимание на массивные старые сооружения из железобетона на днепровских берегах. Одно из них похоже на рубку гигантской подводной лодки, что возвышается из песков Оболони неподалёку от речного берега. Ещё 2 объекта – туннель и глубокая шахта с цилиндрическим стволом – находятся между дачными участками Нижних садов. Наиболее внушительно выглядит туннель на Жуковом острове. Он постепенно уходит под русло Днепра.
Идея соединить два берега Днепра тоннелями возникла в 1936 году. Это решили сделать, в том числе, и в стратегических целях – для дублирования железнодорожных мостов через Днепр. В том, что грядёт большая война, сомнений уже не было. В 1938 году стройка началась. Предполагалось построить тоннели двойного назначения: в которых рельсы могли бы быстро закрываться, для свободного проезда автомобильного транспорта.
Прямо у мест разработки котлованов построили заводы по производству бетона, склады оборудования, гаражи для техники и бараки для рабочих. В общей сложности, к стройке привлекли около 12 тыс человек.
Работы велись одновременно с двух берегов Днепра. Использовались кессоны – железобетонные коробки размером 5 х 17 х 52 м, с открытым дном, стенки которых образовывали на почве запертую камеру. Над кессонами отливались бетонные туннельные секции внутренним диаметром 8,2 м. Внутри секции располагались проходческий щит и металлическая шахта со шлюзовыми камерами для рабочих и грузов. Стенки постепенно наращиваемых туннельных секций облицовывались чугунными тюбингами.
Работа на глубине, в кессоне и туннеле, в насыщенной грунтовыми водами земле, часто проходила при повышенном давлении. Если оно повышалось до 3-4х атмосфер, то смена длилась всего 40 минут (вместо 6-часовой смены при нормальном давлении). Надо сказать, что высоким на этой стройке было не только давление, но и зарплаты. Заключённых к работам на данном объекте не привлекали.
В 1941 году в одной из секций туннеля, что продвигался с острова Водников к левому берегу, случилась авария. Часть тоннеля была затоплена водой, но рабочие успели спастись. Ремонт завершить не успели: грянула война, и в конце июля 1941 года пришёл приказ полностью прекратить работы. Тоннели были затоплены, оборудование – засыпано землёй в котлованах.
После войны, летом 1946 года, работы понемногу возобновились: материалы и оборудование откапывали, из тоннелей откачивали воду, прибывали и размещались в общежитиях рабочие со всего Союза. Однако к 1949 году стройку признали нерентабельной и свернули. Оборудование и материалы были пущены на строительство киевского метро.
В наше время дайверы пытались пробраться в затопленные туннели. Но оказалось, что они перекрыты толстой арматурой и забиты строительным мусором. К числу «городских легенд» относится слух, что внутри затопленного тоннеля стоит бронепоезд. Во время Великой Отечественной войны бронепоезд в Киеве действительно ходил, и вёл обстрел врага. Но в туннель зайти не мог по той простой причине, что внутри него и к нему ещё не было проложено рельсов.
Читайте: Незавершенная стройка века