Третий Рейх и совершенные этой страной бесчинства – это темная страница человеческой истории. Прорвавшиеся наружу животная агрессия, антисемитизм, шовинизм, беспощадно вбиваемая в головы людей кровожадная идеология, что по итогу привели к смерти миллионов людей, созданию страшного режима и не менее страшной войне – все это Третий Рейх. Однако многие, по-моему, ошибочно, называют главным творцом всего вышеописанного Адольфа Гитлера; настоящим зодчим этого зиккурата ужаса был Йозеф Геббельс.
Безумно талантливый и умный человек, сумевший разобраться в природе масс настолько, что без труда продвигал самые бесчеловечные и страшные идеи. Человек, сумевший из погибшего из-за проститутки Хорста Весселя создать героя, в отряд которого после смерти многие нацисткие солдаты мечтали попасть. Именно по заветам Йозефа Геббельса многие современные пропагандисты действуют до сих пор.
Особую роль в насаждении идеологии у Геббельса занимал кинематограф, который он, к слову, любил и уважал.
кхм-кхм. Небольшое отступление
Каждый уважающий себя пропагандист ценит и уважает кинематограф, ибо кино в руках профессионала – это, возможно, самое мощное оружие пропаганды, которое только можно придумать.
Одно из главных достоинств кино, как инструмента по насаждению идеологии – во время просмотра практически невозможно осмыслить все происходящее на экране, не говоря уже о том, чтобы взять, остановиться, взвесить все «за» и «против» и поразмышлять. Кино – это набор интенсивно сменяющихся образов, и зарегистрировать их все в той части мозга, отвечающей за осмысливание и логические процессы – невыполнимая задача.
Помимо всего прочего кино мощным зарядом стреляет по чувствам зрителя. По-настоящему хороший фильм способен заставить зрителя почувствовать любые эмоции: от чувства полного отчаяния до экзальтированного восторга, от иррациональной веры в будущее существующего строя до ненависти к определенным национальностям – все зависит от целеполагания создателей. Учитывая, что массами всегда движет, в первую очередь, чувства и эмоции, а не разум, кино просто идеально подходит как ретранслятор нужных мыслей и взглядов, которые при качественной реализации точно заставят зрителя чувствовать то, что нужно.
Конец отступления
.
Во времена существования Третьего Рейха вышло большое количество фильмов. Львиная доля из них, вопреки общему мнению, были комедиями, незатейливыми мелодрамами – в общем, ничем не примечательными кинолентами, что были созданы для развлечения народа и создания позитивного эмоционального фона – кароч, ничего интересного.
По-настоящему интересными фильмами, выходящими из-под крыла орла, были пропаганд-фильмы, существующие исключительно для зарождения, развития и высвобождения определенных чувств и настроений у немецкого зрителя. Лучший из подобных – «Еврей Зюсс».
Отношение нацистов к евреям, как известно, было крайне жестоким. Их ненавидели, считали главными виновниками всех существующих проблем, в «Майн Кампф» Гитлер сравнивает евреев с червями и паразитами, именно нацисткий режим породил Холокост. Как ни странно, винить во всем Германию – неправильно. По большому счету нацисты попросту аккумулировали все предрассудки о евреях (а их было неисчислимое множество – ненавидели евреев практически всегда и везде), бытующих в разных обществах и странах, возвели их в абсолют, а после интегрировали в свою идеологию.
«Еврей Зюсс» в данном случае – наглядная демонстрация того, как еврея представляли немецкие граждане того времени: алчный, грязный, обозленный коммерсант, готовый убить за гроши, беспринципный. Он не останавливается ни перед чем, его не способны смутить любые морально-этические препятствия, стоящие у него на пути, ему незнакомы чувства верности, доброты, милосердия, еврей Зюсс – сгусток черной, непроницаемой ублюдочности. Неудивительно, что фильм имел успех и нравился лично Йозефу Геббельсу. «Антисемитский фильм, который мы можем только пожелать» - сказал он, увидев картину.
Помимо непосредственно самого кино, интересна и судьба людей, снявшихся и снявших его. Файт Харлан был ведущим режиссером Третьего Рейха и успел снять минимум три про-нацистких фильма «Властелин», «Великий король» и, собственно, «Еврей Зюсс». Крах Третьего Рейха изменил многое в его жизни, принеся ему длительную борьбу за возможность снимать, борьбу за зрителя, упорно бойкотирующего его фильмы, борьбу с осуждающей его общественностью (небезосновательно, стоит сказать) – но по итогу Файт все-таки сумел очистить свою репутацию.
Куда трагичнее сложилась судьба человека, сыгравшего главную роль, самого Зюсса. Мариан Фернанд был успешным актером, чья карьера вслед за государством отправилась в небытие. После войны он получил «запрет на профессию», что в высшей степени мерзко и неправильно, а спустя некоторое время, то-ли покончил жизнь самоубийством, то-ли случайно разбился на машине, влетев в дерево.
«Еврей Зюсс» - это, при всей его неоднозначности, монументальная картина, прекрасно демонстрирующая всю пропагандисткую мощь, сокрытую в кинематографе. 90 минут невероятно занимательного зрелища, которое способно даже сейчас пару раз дернуть струны ненависти, находящиеся внутри каждого из нас.
Источник: https://vk.com/blogpavle