Найти тему
О праве по-русски

Покупаете товары через интернет? Значит, у вас есть особые права. Рассказываю в деталях

Оглавление

Вы знали, что купив товар онлайн, можете вернуть его продавцу без объяснения причин? Сегодня расскажу об этом и о других правах онлайн-покупателей.

Покупка товаров через интернет имеет массу плюсов - от возможности выбирать товары прямо из дома до экономии на цене - товары, приобретаемые онлайн, стоят дешевле, поскольку продавец существенно экономит на торговых площадях, оборудовании и персонале.

К сожалению, не всегда всё так красиво.

Наиболее частые проблемы при покупках онлайн

  • оплаченный товар до покупателя не доходит
  • товар доставляется покупателю с нарушением сроков
  • покупатель получает товар ненадлежащего качества или некомплектный
  • в процессе выбора товара покупатель вводится в заблуждение относительно его свойств
  • покупатель сталкивается с серьезными проблемами при попытке возврата или обмена товара, приобретенного онлайн

Безусловно, это не массовое явление. Крупные товарные онлайн-агрегаторы, такие как Беру, Али Экспресс, Wildberries, следят за репутацией и качеством своего сервиса. Но таким подходом могут похвастаться далеко не все интернет-магазины.

Особенности правового регулирования

Возможные проблемы, обусловленные специфичностью онлайн-торговли, обусловили и специфичность законодательного регулирования таких отношений.

-2

Информация о продавце

Сайт, на котором вы приобретаете товар, должен содержать полную информацию о продавце товара. Посмотрите полное название организации (или ИП), её адрес.

Отсутствие такой информации, сложность её поиска должно настораживать.

Информация о товаре

Вы имеете право получить информацию не только о цене и свойствах товара, но и о месте его изготовления, сроке службы, сроке годности и гарантии, порядке оплаты и условиях доставки.

Но самое главное, конечно, не в этом.

Закон особенным образом регулирует право покупателя отказаться от приобретенного товара.

Покупатель вправе отказаться от товара не только в любое время до его передачи, но и в течение семи дней после такой передачи.

Обратите внимание, что отказаться от приобретенного онлайн-товара можно даже если товар качественный. Причины отказа объяснять не нужно, единственное условие - уложиться в семидневный срок.

Информирование покупателя после заказа

Покупатель должен быть проинформирован о всех деталях заказа сразу же после его совершения. Способы информирования могут быть разными, чаще всего это электронная почта или СМС, иногда и то, и другое.

В последнее время продавцы стали использовать для этих целей WhatsApp, Viber и даже Telegram-ботов.

Момент возникновения обязательств продавца

Здесь тоже есть особенности.

В переписке с одним онлайн-продавцом около года назад обнаружил странное понимание им этого вопроса.

Представитель продавца считал, что его обязанности возникают лишь после оплаты товара. До момента оплаты ни одна сторона ничего не должна другой стороне.

На самом деле обязательства продавца возникают уже тогда, когда он получил от покупателя сообщение о намерении купить товар. Обычно это оповещение об оставленном в интернет-магазине заказе.

Но это не означает, что после такого заказа договор между сторонами уже заключен.

Факт заключения договора закон связывает с другим юридическим фактом - оплатой товара покупателем. При этом договор нужно признавать заключенным лишь после того, как покупатель получил документ, подтверждающий внесение им оплаты.

Разница при возврате качественного и некачественного товара

Разница есть.

При возврате качественного товара вам должны вернуть его полную стоимость, но не более того. Расходы на доставку, понесенные вами, остаются вашими расходами.

Если товар оказался некачественным, нарушены условия доставки, информация о товаре оказалось неполной или не соответствовала действительности, вам должны возместить все понесенные вами расходы, связанные с покупкой данного товара, стоимость доставки, в том числе.

Правовой источник информации - статья 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Все использованные в статье изображения распространяются по свободной лицензии.

Поставьте, пожалуйста, палец вверх, если статья была полезна.

Канал "О праве по-русски" ищет постоянных читателей. Подпишитесь, если хотите видеть на своем экране серьезные юридические тексты, написанные простым языком