Когда стало понятно, что общеобразовательной школы нам не избежать, мы начали с сыном долгие беседы "за жизнь". Благо, мальчик умеет слушать и слышать, пытается понять мотивы поступков людей и интересуется причинно-следственными связями окружающего мира.
Ему нравится говорить со мной, а мне интересно общаться с ним. По крайней мере, на этом этапе нашей жизни.
О чем и как мы говорили?
Специально беседы никто не готовил и тезисно конспекты не писал. Иногда, к случаю, я вспоминала свой школьный опыт. Не всегда положительный - и я не скрывала этого от сына. Пытаться нарисовать единорогов на радуге в зефирных облаках - это худший обман.
Но мы приходили к выводу - у него не обязательно будет все так же. Время изменилось, дети изменились. Учителя изменились. К лучшему ли? Пока не понятно.
Иногда он озвучивал свои опасения и ожидания. Будет ли ему интересно, что он узнает нового? Чем кормят в школьной столовой? А что будет, если "раскрокодилить"(с) учительницу? Попадет ли он в один класс со своим дворовым приятелем? Найдется ли с кем побеседовать о мегалодоне?
Я старалась все эти вопросы повернуть в сторону приятного ожидания чего-то нового, но быть максимально честной.
И если записать наши беседы тезисно, то получилось бы примерно следующее.
- Школа - это не главное в жизни. И оценки это не главное. А вот знания и умение их добывать - жизненно необходимо. К счастью, знания сегодня не зависят от того, что написано в учебниках. Можно по разному относиться к новым технологиям, но если ты можешь сказать "Ок, Гугл", ты можешь узнать практически все.
- Учеба не ограничивается расписанием, школьными или институтскими дипломами. Я стараюсь показать это на нашем примере. Муж, кандидат наук, ежедневно слушает лекции коллег из других вузов - чтобы быть интересным и полезным своим студентам. Моя работа предполагает ежесекундное изучение и внедрение новых информационных технологий. Мы никогда не закончим обучение - и нам это нравится.
- Учиться можно самыми разными способами. Мы будем смотреть фильмы - исторические и о природе. Будем читать и путешествовать, ставить эксперименты, спорить и исследовать. Собирать роботов и петь английские песни. Ходить в музеи и на выставки.
- Тебе никто не должен "делать интересно". И чем старше ты будешь становиться, тем больше НЕ должны. В первом классе учеба может быть похожа на веселую игру. Но в шестом или десятом - нужно поискать другую мотивацию.
- И самое главное - я буду в этом процессе рядом с тобой. Повторю английский алфавит и наконец-то сделаю вулкан из соды и уксуса. И пойму, что химия - это круто! Я научусь считать с переходом через десяток и в сотый раз перечитаю Хоббита.
- Ошибки - это процесс. Если ты ошибаешься - ты растешь и учишься. Мы с папой клятвенно пообещали сыну не ругать его за ошибки и помогать их исправлять.
- Оценки необъективны. Школьная оценочная система далека от совершенства, но с ней надо как-то жить. И в самом деле - 5 уровней оценки знаний, 3 из которых - это плохо. Так себе система и мы стараемся от нее дистанцироваться.
- Я работаю "зеленой ручкой". Учитель - красной, подчеркивая ошибки. А я - зеленой, подчеркивая то, что получилось правильно. Видя удачно получившиеся буквы в прописях или верно решенные примеры, сын запоминает успех и не концентрируется на неудаче.
- Постарайся найти того, кто станет твоим наставником. Иметь в жизни такого человека - бесценно, и роль наставника не могу выполнять родители. Это должен быть тренер, любимый учитель, папа друга, крестный - любой человек, который может более или менее объективно посмотреть на ситуацию и дать совет. Родителям объективность дается с трудом, чего уж там)))
Иногда мне очень жаль, что такие разговоры не разговаривали со мной мои родители. Наверное, считалось, что школа - это само собой разумеющееся событие в жизни ребенка и он сам научится принимать новые обстоятельства в жизни. Ну так, как научился держать спинку или ходить.
Наверное, может показаться, что я слишком опекаю сына и беру контроль над его жизнью в свои руки. Но моя философия такая - пока он берет от меня что-то, я буду давать. Когда он перестанет во мне нуждаться и напитается моей поддержкой и энергией - отпущу в свободное плаванье. Но решать, когда наступит момент "отпускания" я доверяю сыну, а не себе. Нельзя придумать себе - все, первый класс, ты уже взрослый, вали, решай свои проблемы сам. На то мы и родители, чтобы переживать, волноваться, уметь спешить на помощь и уметь не вмешиваться, когда не нужно.
Такие доверительные беседы - это часть нашей жизни, и вряд ли они закончатся после 1 класса. Будут новые вызовы и новые проблемы. И мне очень хочется верить, что разговоры "по душам" придутся кстати и во время первой двойки, и во время первой безответной влюбленности, и во взрослой жизни. Мне есть чему научить сына, а ему есть чему научить меня. Будем учиться вместе))