Найти тему
8 1/2

НОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ: техническая история

Оглавление
 фото из личного архива автора
фото из личного архива автора

История кинематографических технологий существует уже давно и в значительной степени все еще имеет небольшое отношение к историографии кино. Вероятно, потому, что техническая история считается делом специалистов, которые не всегда соответствуют академическим требованиям, не обладают необходимыми конкретными навыками.

Однако, нельзя отрицать, что технический вопрос последних лет вернулся как в теорию, так и в историографию кино, которая почти совпала с историографическими потрясениями, связанными - прямо или косвенно - с повторным открытием "кинематографа".

Если в 1969-1972 годах размышления Жана-Луи Бодри, Жана-Луи Комолли, Питера Воллена действительно свидетельствовали о реальном интересе к техническим аспектам, то "новой истории кино", возникшей после Брайтонского конгресса в 1978 году, потребуется много времени, чтобы осознать все изменения.

Часто, чтобы в достаточной мере принять во внимание технические вопросы, необходимо изучить определенные моменты в истории кинематографа. Техника становится полностью исследованной, только когда она производит эффекты, непосредственно воспринимаемые зрителем. Так, например, попытки технической истории кино, будь то в области истории техники или в истории кино, традиционно сосредоточены на моментах разрыва, которые представляют собой, в частности, нововведения - появление цветных, синхронных звуковых, синхронных и бесшумных камер освещения и т. д. Эта история потребует интереса ко всем способам, которыми человек осваивает новую технику.

Давайте примем тот факт, что существует как минимум две возможные технологические истории: технологическая история фильмов и технологическая история кино, и эти две истории не всегда совпадают в том смысле, что определенные технические нововведения не влияют непосредственно на фильмы или точнее на кино в его эстетическом измерении. Тем не менее они существенны, но, не очень заметны и менее изучены.

Возобновление интереса к творчеству Жана Вивье является, среди прочего, признаком того, что историография меняется и что история изучения методов, истории техники приобретает новую легитимность, во многом благодаря техническим преобразованиями, которые в настоящее время происходят в кино, которые, кажется, ставят под угрозу или, по крайней мере, заставляют задуматься о самом определении кино.

Нет сомнений в том, что нынешняя ситуация в кино, трансформация оборудования и механизмов, средств массовой информации, способов распространения и доступа ставят вопрос о необходимости новых исследований. Период, который начался в 1990-х годах, когда мы заговорили о "смерти кино", привел к необходимости изучения технологических аспектов изображения и звука.

Если очевидно, что "хронология" изобретений с начала двадцатого века достигла предела, точна, задокументирована, то компетентная работа над различными техническими параметрами - звук, изображение, аппарат, лаборатория, химия - необходима. Нельзя пропускать этап сбора данных и построение "скелета", если мы хотим иметь возможность сформулировать все с учетом экономических, социальных и этнографических соображений.

Таким образом, проблемы, связанные с возможным появлением технической истории кино, являются в то же время методологическими, материальными, но в большинстве своем и эпистемологическими. Тем более, что любое размышление о технической истории кинематографа не может привести к тому, что экономика начнет думать о кино как только о техническом процессе.

Помните, что с технической точки зрения, термин «кино» может описывать несколько отдельных и взаимодополняющих сущностей.

1. Принцип: и определенная связь между зрителем и экраном, установленная через механизм оживления и озвучивания картинки. Здесь большое количество совершенно разных новшеств. Небольшой кинозал, устройства для домашнего использования или ограниченное количество просмотров - телевизор, экран компьютера, iPhone, учебная аудитория, научная лаборатория, профессиональный 35 мм, 3D-Cinema или любительский 16 мм, Super 8, проектор для гостиной... а светочувствительной ленты, периодическое сканирование фотолюминесцентного экрана и т. д.

2. Устройство: определенная связь между зрителем и экраном, установленная через механизм оживления и озвучивания картинки. Здесь большое количество совершенно разных новшеств. Небольшой кинозал, устройства для домашнего использования или ограниченное количество просмотров - телевизор, экран компьютера, iPhone, учебная аудитория, научная лаборатория, профессиональный 35 мм, 3D-Cinema или любительский 16 мм, Super 8, проектор для гостиной...

3. Техническая сеть: организация всех камер, принтеров, монтажных столов, производственных мастерских, лабораторий, досмотровых залов, архивов, технических процессов от направления микрофона для записи звука до режимов написания сценариев. Все это элементы, позволяющие реализовать конкретный кинематографический проект. Эта сеть может быть обширной или даже глобальной (кинопроизводство и глобальная дистрибуция типа "Голливуд"), ограниченной (экспериментальное кино, профессиональное обучение кинематографу, авторское кино) или даже самой минимальной (фильм, снятый на телефон и показанный одному зрителю). Эта сеть структурирована путем обращения с носителем (фильмом, цифровым файлом), эволюционирующим от его начальных составляющих к его окончательной форме. Эта техническая сеть также структурирована различными организациями.

В каждом из этих трех случаев (механизм, устройство, сеть) кино создается как совокупность использования конкретных техник и речи. Аспекты не могут быть разделены. Эта структура, явная или неявная, определяет или предполагает точное понимание целей и средств их достижения. Тем не менее, эти аспекты не полностью перекрываются: некоторые методы выходят за рамки дискурса. Поэтому историческое изучение методов неотделимо от изучения дискурсов и концептуальных основ, делающих их возможными или ориентирующих их в определенный момент времени. Необходима эпистемология, которая делает возможным анализ методов, ведущих к реконструкции социально воображаемого и эпистемологического скелета концепции и конкретного использования устройств.

Каждая "революция" в истории кино - это дискурсивная конструкция, которая сохраняет одну или несколько характерных черт.