Как это часто повторяется! Старый, черно-белый фильм - шедевр и классика мирового кино, а современный высокобюджетный римейк оборачивается провалом. Универсальная история - что для Голливуда, что для современной России. Легендарное название и классический сюжет не гарантируют успех, если за дело берутся не художники, а хладнокровные ремесленники с калькуляторами в глазах. Отличный пример - две версии "Дьяволиц"/"Дьявольщины"/Diabolique, французская и американская.
В 1955-м знаменитый режиссер Анри-Жорж Клузо выпустил триллер с элементами хоррора "Дьяволицы". Клузо "перехватил" права на экранизацию у самого Хичкока - и не прогадал. Фильм стал сенсацией, хитом проката и позднее был признан безоговорочной классикой жанра.
Частная школа-пансион. Управляющий - Мишель Делассаль, жестокий человек, третирующий покладистую жену и изменяющий ей с бойкой учительницей-блондинкой. Школа принадлежит жене Мишеля, что бесит его еще больше. В тайне от Мишеля жена и любовница сближаются - и вскоре решительная учительница предлагает подруге "идеальное убийство", которое избавит от тирана-мужа и ненавистного любовника. План выполнен почти идеально - и тут начинается череда загадочных и пугающих событий.
"Дьяволицы" держат в напряжении благодаря изобретательному сюжету, умелой режиссуре, отлично обыгранным деталям, прекрасной игре актеров. "Страшилкой" в сегодняшнем понимании этот триллер не является, хотя кульминационная сцена пробирает до мурашек и сейчас. Так же, как и победа зла - пусть и временная. Отсутствующий happy end делает "Дьяволиц" еще более убедительными, реальными в восприятии.
Ну разве мог Голливуд пройти мимо такого сюжета? Через 40 лет выходит римейк. Казалось бы, продюсеры поставили на беспроигрышный вариант. Блестящий сюжет, современная манера съемки, дуэт двух звезд - секс-символ Америки Шэрон Стоун в зените славы и секс-символ Европы Изабель Аджани, более жесткая подача - гарантированный хит в кармане. Итог - разгром критики и жесткий кассовый провал, картина не вернула и трети бюджета. Что пошло не так при столь выигрышных исходных данных?
В Голливуде решили, что скромная лента о провинциальной школе нуждается в хорошей "пластике". Вместо тонкого психологизма и недоговоренностей - подача в лоб, как можно "эффектнее". Клузо в 50-х мог только намекнуть на адюльтер - режиссер Джеремайа Чечик в 90-х имеет возможность показать половой акт во всей красе.
Никаких полутонов - домашний тиран с внешность заурядного среднего француза превращается в инфернального Чазза Палминтери, бессменного гангстера 90-х, любая ситуация подается с нажимом, режиссер словно задался целью ударно отработать классический материал.
Конечно, глупо было бы снимать в 90-х как в 50-х. Но разница в таланте Клузо и Чечика - глубиной с океан. Тихий провинциальный триллер Клузо - пугающе реальный, убедительный. Фильму Чечика не веришь ни секунды - какие "учительницы" с внешностью самых сексуальных звезд десятилетия?
И, конечно, извечная беда Голивуда с переделанными концовками. В голливудском блокбастере должен быть happy end! И вот вам - одно зло раскается и поможет добру победить большее зло в убойном финале... А частный сыщик-женщина "покроет" дело. Мужик и правда был мерзким!
Все закономерно. Древний черно-белый фильм был кассовым хитом, стал культовой классикой, по-прежнему ценится фанатами винтажного кино. Сделанный бездарно, ради денег, без души, недешёвый коммерческий проект единодушно освистан и критиками, и зрителями. И happy end не помог.