Найти тему
киНоНостальгия

Триллер Diabolique. Как испортить классику жанра.

Изабель Аджани и Шэрон Стоун в фильме "Дьяволицы" (1996)
Изабель Аджани и Шэрон Стоун в фильме "Дьяволицы" (1996)

Как это часто повторяется! Старый, черно-белый фильм - шедевр и классика мирового кино, а современный высокобюджетный римейк оборачивается провалом. Универсальная история - что для Голливуда, что для современной России. Легендарное название и классический сюжет не гарантируют успех, если за дело берутся не художники, а хладнокровные ремесленники с калькуляторами в глазах. Отличный пример - две версии "Дьяволиц"/"Дьявольщины"/Diabolique, французская и американская.

Вера Клузо и Симона Синьоре в фильме "Дьяволицы" (1955)
Вера Клузо и Симона Синьоре в фильме "Дьяволицы" (1955)

В 1955-м знаменитый режиссер Анри-Жорж Клузо выпустил триллер с элементами хоррора "Дьяволицы". Клузо "перехватил" права на экранизацию у самого Хичкока - и не прогадал. Фильм стал сенсацией, хитом проката и позднее был признан безоговорочной классикой жанра.

Симона Синьоре в фильме "Дьяволицы" (1955)
Симона Синьоре в фильме "Дьяволицы" (1955)

Частная школа-пансион. Управляющий - Мишель Делассаль, жестокий человек, третирующий покладистую жену и изменяющий ей с бойкой учительницей-блондинкой. Школа принадлежит жене Мишеля, что бесит его еще больше. В тайне от Мишеля жена и любовница сближаются - и вскоре решительная учительница предлагает подруге "идеальное убийство", которое избавит от тирана-мужа и ненавистного любовника. План выполнен почти идеально - и тут начинается череда загадочных и пугающих событий.

Вера Клузо в фильме "Дьяволицы" (1955)
Вера Клузо в фильме "Дьяволицы" (1955)

"Дьяволицы" держат в напряжении благодаря изобретательному сюжету, умелой режиссуре, отлично обыгранным деталям, прекрасной игре актеров. "Страшилкой" в сегодняшнем понимании этот триллер не является, хотя кульминационная сцена пробирает до мурашек и сейчас. Так же, как и победа зла - пусть и временная. Отсутствующий happy end делает "Дьяволиц" еще более убедительными, реальными в восприятии.

Шэрон Стоун и Изабель Аджани в фильме "Дьяволицы" (1996)
Шэрон Стоун и Изабель Аджани в фильме "Дьяволицы" (1996)

Ну разве мог Голливуд пройти мимо такого сюжета? Через 40 лет выходит римейк. Казалось бы, продюсеры поставили на беспроигрышный вариант. Блестящий сюжет, современная манера съемки, дуэт двух звезд - секс-символ Америки Шэрон Стоун в зените славы и секс-символ Европы Изабель Аджани, более жесткая подача - гарантированный хит в кармане. Итог - разгром критики и жесткий кассовый провал, картина не вернула и трети бюджета. Что пошло не так при столь выигрышных исходных данных?

Чазз Палминтери, Изабель Аджани и Шэрон Стоун в фильме "Дьяволицы" (1996)
Чазз Палминтери, Изабель Аджани и Шэрон Стоун в фильме "Дьяволицы" (1996)

В Голливуде решили, что скромная лента о провинциальной школе нуждается в хорошей "пластике". Вместо тонкого психологизма и недоговоренностей - подача в лоб, как можно "эффектнее". Клузо в 50-х мог только намекнуть на адюльтер - режиссер Джеремайа Чечик в 90-х имеет возможность показать половой акт во всей красе.

Никаких полутонов - домашний тиран с внешность заурядного среднего француза превращается в инфернального Чазза Палминтери, бессменного гангстера 90-х, любая ситуация подается с нажимом, режиссер словно задался целью ударно отработать классический материал.

Кадр из фильма "Дьяволицы" (1996)
Кадр из фильма "Дьяволицы" (1996)

Конечно, глупо было бы снимать в 90-х как в 50-х. Но разница в таланте Клузо и Чечика - глубиной с океан. Тихий провинциальный триллер Клузо - пугающе реальный, убедительный. Фильму Чечика не веришь ни секунды - какие "учительницы" с внешностью самых сексуальных звезд десятилетия?

И, конечно, извечная беда Голивуда с переделанными концовками. В голливудском блокбастере должен быть happy end! И вот вам - одно зло раскается и поможет добру победить большее зло в убойном финале... А частный сыщик-женщина "покроет" дело. Мужик и правда был мерзким!

Кадр из фильма "Дьяволицы" (1955)
Кадр из фильма "Дьяволицы" (1955)
Все закономерно. Древний черно-белый фильм был кассовым хитом, стал культовой классикой, по-прежнему ценится фанатами винтажного кино. Сделанный бездарно, ради денег, без души, недешёвый коммерческий проект единодушно освистан и критиками, и зрителями. И happy end не помог.