Доброго времени суток, дорогие читатели! Вы на канале многодетной мамы "Растим много детей". Меня зовут Дарья.
Сегодня хочу рассказать, как я познакомилась с чудесной областью психотерапии - недирективной игротерапией, что это такое и почему полезно всем детям.
Что такое игротерапия
Если кратко и не вдаваясь в научные термины, то игротерапия - это воздействие на развитие личности через игру. Суть игротерапии состоит в том, что игротерапевт использует воздействие игры, чтобы помогать ребёнку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию. Непосредственно сам процесс игротерапии проходит в группе или индивидуально. Выполняются специальные упражнения, стимулирующих общение, игровое проживание ситуационных задач, направленных на коррекцию проблемных моментов.
Что такое недирективная игротерапия
Это такая разновидность игротерапии, при которой в центре находится ребенок как личность, в определенной среде с определенными наборами игрушек и материалов, и терапевт никак не влияет (ни словесно, ни действиями) на поведение ребенка, а лишь отзеркаливает то, что говорит и делает ребенок. Ребенок руководит процессом, и терапевт как бы подчиняется его указаниям, принимая ребенка таким, как он есть, не пытаясь вмешаться в процесс и "подстегнуть" терапию.
Например, пациент говорит: "Я буду рисовать". Терапевт не может ответить: "Хорошо", или тем более предложить: "Давай рисовать". Терапевт отвечает: "Ты сказала, что будешь рисовать". На что пациент может ответить: "Да, я хочу рисовать". Терапевт: "Ты хочешь рисовать". Обычно дети начинают задавать вопросы, почему педагог повторяет за пациентом: "Ты повторюшка-дядя-хрюшка?" И даже в этом случае терапевт не может отвечать однозначно: "Ты считаешь меня повторюшкой-дядей-хрюшкой".
Чем полезна недирективная игротерапия
Недирективная игротерапия помогает решить эмоциональные проблемы и расстройства, когда сфера чувств недостаточно развита или искажена, что приводит к несогласованности личности и опыта. Данная игротерапия полезна при непринятии себя, низкой самооценке и неуверенности в себе, высокой тревожности, социальной некомпетентности, эмоциональной неустойчивости, несформированных коммуникативных навыках.
Недирективная игротерапия помогает детям с трудностями в сфере общения, инфантильным, страдающим страхами, детям с проблемами поведения, с трудностями произвольной саморегуляции и с низкой самооценкой, детям с тягой к воровству, проявляющих жестокость по отношению к другим, повышенно агрессивным детям, с острой враждебностью по отношению к сиблингам, а также для улучшения психологического состояния при разводе родителей, при трудностях в чтении, даже при заболеваниях, например, бронхиальной астме. вызванных психосоматическими причинами.
Противопоказаний как таковых нет. Можно применять с любыми детьми, даже в качестве профилактики и дополнительного развития. Так как ребенок свои действия и слова "слышит" ушами, то есть то, что делает и произносит ребенок возвращается ему в виде речи терапевта. На самом деле это очень полезно для самопознания и развития.
Специалист создает пространство для того, чтобы, играя и взаимодействуя с ним, с профессионалом, ребенок разрешал внутренние конфликты, избавлялся от напряжения, становился более целостным.
На самом деле трудно объяснить вот так в одной статье, в двух словах, пользу и особенности данной терапии, но для тех, кто заинтересуется и решит углубиться, учиться и заниматься этой методикой, есть множество возможностей расширить свои знания.
Как я стала игротерапевтом
По одному из образований я педагог, причем проработавший в школе (а не просто получивший диплом) и знающий, что такое ученики и родители средней школы, огромные стопки тетрадей, конспекты уроков и собственные брошеные дети в угоду работе. Однажды на одном из летних пленеров меня занесло на семинар психологов. Там я и познакомилась с недирективной игротерапией. Нам подробно рассказывали, что это и как работает, показывали видео зарубежных терапевтов и их процесса работы.
Теоретическая часть семинара меня очень увлекла, я решила попробовать и на практике. Просто так, ради хохмы и лишнего тренинга для мозга. Начинали мы с базовых вещей, тренировались на куклах, которых озвучивали ведущие. Неожиданно оказалось, что это прям мое. Я сама не ожидала, получив похвалу от ведущих, уже опытных терапевтов-практиков. Мне вообще сказали, что я не там работаю и не на того педагога выучилась. Вот это был поворот!
В конце подошла ко мне директор одного реабилитационного центра и предложила обучение и работу. Конечно, на словах все звучало очень просто, легко и прям мечтой жизни. В реальности же, я понимала, что работать с детьми всегда тяжело и эмоционально, и физически, и это огромная ответственность, когда от тебя, твоих слов и действий, зависит состояние и выздоровление маленького человечка.
Но я согласилась. И вы знаете, эта работа оказалась мне даже больше по душе, чем педагогика. Я не знаю, что сложнее: работать с детьми в школе или в центре реабилитации. И то, и другое требует максимальной отдачи. Но самое главное (по крайней мере для меня) - то, что даже отдавая последние силы на работе, внутри ты чувствуешь радость, эмоциональный подъем, а не злость и раздражение на всех окружающих. "Работа должна нравиться" - так говорила мне еще моя бабушка. Если совсем ничего не нравится - лучше вообще не ходить на работу в привычном смысле слова, а искать другие возможности заработка.
Пишите в комментариях, что изменило вашу жизнь, были ли у вас похожие ситуации и как вы поступили.
Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Читайте также и другие материалы на канале "Растим много детей":
Какие книги про Новый год почитать детям
Как проигрыш обернулся победой в споре с мужем
В сад не только без подгузника, но и без горшка. Неожиданность, которую приготовил нам детский сад