Найти в Дзене

«Жолтый» и «огурци»: пять слов, которые могли бы писаться по-другому

Задумывались ли вы о том, что орфографические ошибки могут быть весточками из параллельной вселенной, где действуют другие нормы и правила? Той вселенной, в которой правила правописания стали такими, какими их не раз предлагали сделать лингвисты, чтобы устранить многие нелогичные и несистемные написания русской орфографии? Это не лишено смысла, ведь только за последние 100 лет русская орфография много раз могла пойти по совершенно другому пути, и по-русски правильно было бы писать мыш, атракцион, деревяный… Последний раз такое могло случиться в 1964 году. На платформе Planeta.ru запустился краудфандинг на создание курса об истории русской орфографии «Мыш кродеться», в котором Владимир Пахомов расскажет о том, как менялось и как могло меняться в разные годы русское письмо. Поддержать проект рублем можно здесь (и получить за это уникальные вознаграждения на память!), а ниже – пять самых невероятных, с точки зрения современного носителя языка, написаний, которые могли быть приняты в 1964
Оглавление

Задумывались ли вы о том, что орфографические ошибки могут быть весточками из параллельной вселенной, где действуют другие нормы и правила? Той вселенной, в которой правила правописания стали такими, какими их не раз предлагали сделать лингвисты, чтобы устранить многие нелогичные и несистемные написания русской орфографии?

Это не лишено смысла, ведь только за последние 100 лет русская орфография много раз могла пойти по совершенно другому пути, и по-русски правильно было бы писать мыш, атракцион, деревяный… Последний раз такое могло случиться в 1964 году.

Владимир Пахомов, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова, главный редактор портала «Грамота.ру» и член Экспертного совета Тотального диктанта. Фото: Евгений Анфимова (http://instagram.com/moskoviya)
Владимир Пахомов, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова, главный редактор портала «Грамота.ру» и член Экспертного совета Тотального диктанта. Фото: Евгений Анфимова (http://instagram.com/moskoviya)

На платформе Planeta.ru запустился краудфандинг на создание курса об истории русской орфографии «Мыш кродеться», в котором Владимир Пахомов расскажет о том, как менялось и как могло меняться в разные годы русское письмо. Поддержать проект рублем можно здесь (и получить за это уникальные вознаграждения на память!), а ниже – пять самых невероятных, с точки зрения современного носителя языка, написаний, которые могли быть приняты в 1964 году.

  1. Жолтый. Предложение писать после шипящих под ударением всегда о заменило бы 14 действующих правил правописания, устранило бы все исключения и дало бы полную унификацию. Существующее же правило, при котором написание под ударением мы проверяем безударной позицией (пишем жёлтый, потому что можем проверить словом желтеть) противоречит всем остальным правилам русского письма, ведь обычно мы безударные гласные проверяем ударными.
  2. Мыш. Предложение не писать ь после шипящих на конце слов логически вытекало из отмены ъ на конце слов (ведь до 1918 года писали врачъ, ножъ, хорошъ), оно было выдвинуто еще Орфографической комиссией 1904 года и с тех пор многократно повторялось. Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется только по традиции, он ничего не смягчает. Зато когда мы пишем ночь, у нас возникает иллюзия, что мягкий знак указывает на мягкость ч, и отсюда следуют такие ошибки у школьников, как ночька, ночьной.
  3. Огурци. Внутренняя логика построения русской графики требует принятия написания ци и решительного отклонения написания цы. После всех остальных согласных, непарных по твердости-мягкости, пишется и, а не ы. Мы пишем жизнь, а не жызнь, шина, а не шына, мыши, а не мышы, почему тогда мы должны писать огурцы, а не огурци? Тем более что в некоторых словах цы уже заменилось на ци: когда-то писали панцырь, а с 1956 года правильно только панцирь, и такое написание уже стало для нас совершенно нормальным.
  4. Плавец. Предложение отменить чередование в корнях гар – гор, зар – зор, плав – плов и т.д. подвело бы трудный для усвоения раздел правил под общее правило русского письма: безударный гласный проверяем ударным. Мы сохраняем единство корня в случаях типа гора – горы, вода – водный, так же мы могли бы сохранять единое написание корня и в зоря – зори, плавец – плавать и др.
  5. Тенис. Написание удвоенных и одиночных согласных в иноязычных словах не подчиняется никаким правилам: нужно просто смотреть в словарь и запоминать, как пишется слово. При этом в большинстве иноязычных слов мы произносим краткий согласный, а пишем в одних словах одну согласную, а в других – две. Мы так же не произносим долгих согласных в словах конфетти, шиллинг, террор, пассажир, которые пишутся с двойными согласными, как и в словах батарея, галерея, коридор, десерт, которые сейчас пишутся с одной согласной, а когда-то писались с двумя. Предлагалось оставить двойные согласные только там, где действительно произносится долгий звук (ванна, гамма, сумма).

Итак, реформировать русское письмо предлагалось не для того, чтобы «узаконить безграмотность», а для того, чтобы устранить все отклонения от главных, основных принципов русской графики и орфографии. Какие еще изменения предлагались в русском письме, какие плюсы и минусы были у этих предложений и почему они были отклонены – обо всем этом пойдет речь в курсе «Мыш кродеться».

Ваш вклад поможет нам снять и выпустить онлайн-курс об истории русской орфографии, в котором Владимир Пахомов расскажет еще много разных сюжетов из «параллельной вселенной». Поддержите нас любой суммой и расскажите о проекте друзьям в социальных сетях!

Автор: Владимир Пахомов

Материалы защищены авторским правом. При цитировании обязательны ссылка на источник (канал #всемдиктант на Яндекс.Дзене) и указание автора публикации.