оснащение автомобиля
Введение
Чтобы комфортно путешествовать и ни в чём себе не отказывать, желательно (но не необходимо) иметь с собой множество вещей. Руководства и отдельные, "для автопутешественников", и в различных журналах, наперебой советуют "возьми это", "возьми то"...
Самый продвинутый был "конструктор чек-листа" на каком-то джиперском сайте, где предлагалось выделить галочками из очень пространного списка (где были например, такие пункты, как "задний мост в сборе") нужные вам вещи и распечатать бумажный чек-лист, в который по мере комплектации вносить отметки "положил". Жаль, проект куда-то исчез, это было круто.
Но, в общем, немногие готовы на столь суровые сборы и комплектации, да и машина далеко не всегда представляет собой семиместный джип для двоих путешественников.
Есть у меня и собственный опыт, накопленный в путешествиях и по России с сопредельными Украиной (тогда это было нормально) и Беларусью, и более дальние поездки, Так что могу с чистой совестью утверждать, что видал и Крым, и Рим, и бардовскую "Грушу". Итак, что же действительно необходимо, что нужно, что желательно, а что вообще не упёрлось, даже если у вас тот самый семиместный джип на двоих?
Положено
Что от нас требует ПДД? Это аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки. В общем-то всё. Автопроизводители, даже самые спартанские, обычно добавляют к этому запасное колесо (или "докатку"), домкрат и ключ для отворачивания колёсных гаек или болтов.
Примем, что в любой машине это есть, без этого ездить - всё равно что без трусов, оно, конечно, легче (а на пляже - так ещё и приятней), но у людей иногда возникают вопросы, а то и административная ответственность. Так что не умничаем, и укладываем в нашу могучую кучку (см. рис. 1) аптечку, огнетушитель и знак.
Аптечку желательно доукомплектовать (т.к. стандартная предназначена только и исключительно для "дожить до скорой").
Просто возьмите комплект от старой аптечки, до радикального упрощения - кроме пачки бинтов и резинки для жгута докиньте пачку пластыря, антисептик для рук, бальзам "спасатель" (универсальная мазь для незначительных повреждений кожи), ну и то, что у каждого взрослого человека обычно дома под рукой - таблетки "от головы", "от запора", "от поноса", "от спиногрыза несносного" - ну вы сами всё знаете.
Огнетушитель, вопреки распространённому мнению, что он "только от ментов" - вполне действенный инструмент, если применять его правильно и по назначению. Когда машина похожа на пионерский костёр - поможет только огнетушитель, который на колёсиках, и желательно - шести.
Мне довелось тушить загоревшуюся "Газель", сорвало шланг бензонасоса и из-под капота вырывались неплохие языки пламени. Сдёрнул чеку, дунул чуть прямо через радиатор, потом дёрнул тросик замка капота, задул в приоткрывшуюся щель, подняли капот и по месут ещё пару пшиков, ну и вниз под машину, там уже лужица горящая возникла. Успешно - огонь погас, сдёрнули клеммы с аккума, полили ведром из лужи - и водила отделался небольшим ремонтом, а мог остаться без машины.
В общем, не пренебрегайте огнетушителем и не забывайте проверять, что давление в нём есть, на ОП-2 есть специальный манометр с цветными метками, если стрелка зашла в красное - выкидывайте и покупайте новый (это дешевле, чем перезаряжать).
ОУ-2, тоже применяемый в машинах, существенно тяжелее и, главное, у него торчит раструб, который постоянно мешается и который можно нечаянно отломить. Без раструба эффективность резко падает, в общем, ну его, этот углекислотник.
Аварийный знак годится любой, лишь бы был. В общем, полезность его в основном "показать, что ты не просто так стоишь", ну или повесить сзади на буксируемую машину, если у неё фонари не горят. Кроме знака ОЧЕНЬ желательно иметь красный фонарь, потому что знак в тёмное время суток а тем более в туман видно тогда, когда уже поздно, а фонарь (велосипедный) - гораздо дальше.
Ну и раз уж зашла речь о тёмном времени - купите пару жилетов, лучше жёлтых. В некоторых странах они обязательны, как знак, в России пока нет, но - пусть будут. И на себя надеть, вылезая менять колесо в ночи, и в любом другом случае, когда вам надо, чтобы вас или машину было заметно как можно лучше.
Не обязательные с точки зрения государства, но очевидные любому опытному водителю предметы - насос и трос. Раньше вообще считалось, что не иметь их в машине - себя не уважать. Сейчас есть разные мнения, но если вы едете чуть дальше, чем работает эвакуатор из знакомого сервиса - не поленитесь, обеспечьте.
Многие знакомые джиперы (у которых трос, естественно, есть, и не один) при просьбе вытащить из сугроба спрашивают "трос есть?" - и если нет, просто уезжают. У них ТАК ПРИНЯТО, можно ругаться и спорить, но если вы кого-то просите помочь - ругаться глупо и непродуктивно.
Трос нужно брать правильный - стропа с двумя крюками, несмотря на гордые надписи "3 тонны" или даже "5 тонн" - рвётся от первого чиха, без всяких сугробов и грязей, при обычной буксировке по ровной дороге. По опыту лучший результат показала парусная верёвка, продаваемая в "Оби".
Годится и альпинистская (она тоже на три тонны, но она на настоящие три тонны), или такелажная со стройрынка, но не минимальная "десятка", а хотя бы "двенашка", а лучше таки "шешнашка".
Шешнашкой (канат полиамидный 16мм) можно машину не только тащить, но и дёргать, а при некоторых хитростей - и лебедить (даже если лебёдки нет). В общем, просто сходите в "Оби" и купите 15 метров, желательно яркого цвета, чтоб при буксировке пешеходы не кидались. Не лишне и светоотражающего скотча добавить, чтоб был.
Верёвка просто завязывается любым удобным узлом (например, штык) на буксировочных петлях. Можно добавить карабины или шаклы, но не обязательно.
Насос может потребоваться внезапно - во многих случаях прокол позволяет проехать пару десятков (или сотен) километров, но - на свеженадутом колесе. Также проколы можно чинить прямо на месте, продаются наборы жгутов с клеем и инструментом, это несложно - но опять же надо накачать. Да и запаска, пролежавшая годы в багажнике, может оказаться не в лучшей форме. В общем, нет смысла спорить, в любом гипермаркете заходите в автоотдел и берёте. Можно самый дешёвый (если у вас не ЖЫП с колёсами по пояс), но лучше чуть подороже - не квадратную коробочку, а горизонтальный цилиндр с торчащей сверху ручкой с манометром.
Итак, "заположняки" по мнению наших родителей-водителей (аптечка, огнетушитель, знак, трос, насос) укомплектовали, движемся дальше.
Совершенно незаменимый ночью предмет - фонарь. Точнее, фонари - крайне рекомендуется их иметь несколько. Самый неказистый, но неизменно пригождающийся - налобник. Желательно по одному на каждого члена экипажа и один "машинный". Применим всегда и везде - при ночлеге, ремонте, аварийной ситуации, необходимости куда-то ночью идти, что-то искать... всегда. В общем, просто купите, простой, дешёвый, батареечный.
Мегасветила с кучей диодов и рефлектором от мотоцикла - не надо, самый заслуженный налобник - моноблок на резинке под три ААА батарейки с пятью диодами и выключателем. Есть чуть покруче, у которого на лбу светильник, а на затылке батарейки и регулятор. Он для ремонта лучше, но можно и первым обойтись. Дёшево, сердито, долговечно. Маст хэв не только в машине.
Второй фонарь - кемпинговый. Самые дешёвые - в Декатлоне. Для ночёвки, позднего ужина, для ремонта (вешаешь на капот, чтобы видеть общую картину, а налобник - для рассматривания деталей).
Третий фонарь, не обязательный, но полезный - засветительный прибор. Мощный, большой и прочный. Самый лучший - китайский клон "Маглайта" под четыре D-батарейки. Можно древний, как мамонт с лампой накаливания (хотя лучше под хороший диод на 600-900лм), его главная задача не чтоб светить, а чтоб засветить. При этом он абсолютно легален, не вызывает вопросов у ментов, пограничников и прочих подозрительных людей, лежит себе под краем водительского коврика и лежит.
Ну и "для души" и/или поиска чего-то в ночи (упавшего с крыши чемодана или места для палатки) - обычный карманный фонарик под 16850 аккум, желательно такой, чтоб заряжался напрямую от USB. Покупается обычно на Алиэкспрессе. Хотя без него, как ни странно это слышать "выживальщикам", можно и обойтись.
Заговорили о выживальщиках, которым "светить и резать"? Да, разумеется, нож. Нож в машине быть обязан (не считая того, что нож у человека просто должен быть, чтоб не грызть, аки гордый лев, зубами :)).
Ввиду тонкостей разного законодательства, нож типа "сдохни, Рэмбо" в машине лучше не иметь. Не нужен он вам, поверьте. Если надо что-то отрубить - есть топор, который хозбыт даже в стукнутых на антиоружейности странах (если он лежит в багажнике, конечно, а не в руке грызущего щит).
А в машине надо иметь банальный кухонный нож с чехольчиком, чтоб не тупился и не портил обивку. Просто в бардачке. Хотя у меня валялся возле ручника туристический скелетник с гордой надписью "usa saber" и ценой меньше обеда в "макдонанльдсе" и ни разу ни у одного официального лица он не вызвал не то что опасения, но и банального желания "отжать". Терялся, покупался новый и снова валялся. Единственно что я их точил, купленные они шпалообразны.
Ну и до кучи к ножу - пассатижи, отвёртка и изолента. Тоже очевидный мастхэв в любой походной укладке. Можно и любимый выживальщиками мультитул - опять же не фирмовый Лезерман, а китайский ашановский. Затянуть хомут или выдернуть гвоздь его хватит, а блоху подковывать в походных условиях не требуется. И WD-40, конечно, куда же без неё. Хотя в машине можно иметь смазки и получше.
Зажигалка. А лучше - штук пять. Простых, дешёвых, газовых. Самые надёжные и безпроблемные - Criket, правда, давно не встречал в продаже, но они и 15-летние лежат себе и работают, когда надо. Ещё лучше - зажигалку "с турбинкой" (на самом деле - никакой турбины там нет, там катализтор, но "так называется). Незаменимо для того, чтобы что-то поджечь на ветру, нагреть ключ для оттаивания личинки замка, а при некоторой ловкости ей можно даже паять. Или специальный "микро-факел" - устройство чуть побольше зажигалки с полноценной газовой горелкой. Часто продаётся на заправках.
Ну и вещь, которую сейчас уже можно и не упоминать отдельно - у всех и так есть. Зарядка для мобильника. Мобильника и прочих устройств, использующих USB. Если в машине предполагается путешествовать - желательно, чтобы этих зарядок было несколько и работали они одновременно.
Это то, что касается просто повседневного снаряжения любой машины. Да, любой, у меня в чисто городском "матизе" всё это имеется, и пригождается. Про специфическое оснащение кочевников - будет отдельный разговор.