Найти в Дзене
Индустриальный турист

Брутализм в архитектуре Петербурга

Оглавление

В этой статье я хочу рассказать вам о довольно нетипичном для России стиле, который называется брутализм и является частью довольно крупного веяния в архитектуре - модернизма.

Идеи модернизма в целом довольно характерны для двадцатого века - искать что-то новое в искусстве, делать всё наперекор старым правилам в архитектуре. Апогеем этих идей стал брутализм - стиль, в котором отсутствуют декоративные украшения фасадов, так как, согласно идеям брутализма, здание должно удивлять своими формами и архитектурными идеями, а не красотой декора.

Зародился брутализм в Великобритании в послевоенное время, когда Британии необходимо было восстанавливать страну после долгих лет войны. В связи с нехваткой средств в послевоенное время и зародилась мода на недорогую, но при этом функциональную архитектуру.

Пример брутализма вне России - Рудольф Холл, город Нью-Хейвен, США. Фото взято из википедии, фото на ресурс загрузил Gunnar Klack
Пример брутализма вне России - Рудольф Холл, город Нью-Хейвен, США. Фото взято из википедии, фото на ресурс загрузил Gunnar Klack

Термин брутализм появился из французского языка и происходит от словосочетания "beton brut", что переводится с французского как "сырой бетон" (термин впервые появился в работах Ле Корбюзье, которыми и вдохновлялись Англичане при создании нового стиля в архитектуре). И в этом словосочетании отражена главная отличительная черта зданий, построенных в стиле брутализм: массивные и монолитные конструкции из "голого" бетона и других материалов, характерных для строительства промышленных объектов.

В СССР модернизм был своеобразным, так что и брутализм отличался от западного. В Советском Союзе периода 1955-1990 годов модернизм был единственным направлением, в котором могли творить архитекторы и создавать что-то индивидуальное и необычное (из-за декрета о архитектурных излишествах 1955 года). Так что и ответвление модернизма - брутализм, вполне прижился в нашей стране.

Не буду затягивать и представлю вашему вниманию пять бруталистских построек Санкт-Петербурга и заодно постараюсь объяснить вам, почему такая невзрачная и серая архитектура является ценной для культуры и истории нашей страны.

Башня ЦНИИ РТК

Дата постройки: 1973-1987
Адрес: Тихорецкий проспект 21

-2

Первым объектом, который я рассмотрю в этой статье, станет башня-лаборатория центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики, представляющая собой 77-метровое железобетонное, полое изнутри помещение, предназначенное для испытаний космической техники.

-3

Удивительно - такое массивное и монументальное снаружи строение является пустым внутри! Сделано это было для того, чтобы проводить внутри испытания, связанные с испытанием космических аппаратов (самым известным аппаратом, который испытывали в этой башне - манипулятор космического аппарата "Буран"). Для такого рода испытаний и была необходимо такая большая высота башни, а также отсутствие всякого наполнения внутри неё.

Здание имеет ярко выраженные черты брутализма: голые бетонные стены, функциональность (это логично, ведь башня строилась как полигон для определённых испытаний), а также характерную для брутализма смелость форм - здание внешне напоминает цветок, и это не продиктованная функциональной необходимостью деталь, а оригинальная задумка архитектора. Вот так архитекторы-модернисты старались делать из зданий с голыми стенами произведения искусства!

-5

Автобаза обкома КПСС (ГУАТП "Смольнинское")

Дата постройки: 1985 год
Адрес: Херсонский проезд 2, метро "Площадь Александра Невского"

Центральный вход в здание и классный цилиндрический барабан, который сразу же бросается в глаза и вызывает желание исследовать здание глазами
Центральный вход в здание и классный цилиндрический барабан, который сразу же бросается в глаза и вызывает желание исследовать здание глазами

Самый настоящий памятник модернизма и брутализма "спрятался" от глаз обывателей почти в самом центре города - буквально в километре от Площади Восстания!

Здание с очень необычной и поражающей взгляд архитектурой было создано архитекторами Горюновым и Фрайфельдом в 1985 году. Причём если для Горюнова это единственная постройка в Петербурге, то Фрайфельд является архитектором с богатым опытом работы в стиле модернизма.

Окна, выполненные в форме прямоугольника и завершенные треугольными выступами - выглядит интересно
Окна, выполненные в форме прямоугольника и завершенные треугольными выступами - выглядит интересно

Архитектура у здания очень необычная: постройка изобилует различными геометрическими фигурами и множеством деталей, которые, казалось бы, не сочетаются друг с другом, но в итоге составляют все вместе целостную картину здания.

Интересным приёмом является то, что здание выглядит абсолютно по разному с двух сторон: центральный фасад выполнен в форме раскрытой книги с главным входом посередине, тогда как задняя часть здания представляет собой необычное закругление, похожее на рубку корабля.

Внимание уделено даже опоре козырька - в ней ощущается модернистский "почерк"
Внимание уделено даже опоре козырька - в ней ощущается модернистский "почерк"

Вишенкой на торте здания является круглый барабан золотистого цвета, ассиметрично расположенный сбоку здания.

На самом деле, цилиндрические формы, встречающиеся в двух местах в здании, созданы не для красоты, а из-за функциональной потребности - по закругленным коридорам автомобили могут спускаться вниз без помощи подъёмников, что очень удобно для здания, выполнявшего в своё время роль стоянки для большегрузных автомобилей.

Задняя часть здания. Судя по всему, главный проезд для транспорта, припаркованного внутри
Задняя часть здания. Судя по всему, главный проезд для транспорта, припаркованного внутри

Что касается типичных признаков брутализма, то они тут налицо - массивная громада здания, построенная из чистого бетона с большим разнообразий геометрических форм, из которых эта громада составлена. Очень интересное и красивое (по своему) здание!

Пятый корпус ЛЭТИ

Дата постройки: 1970 год
Адрес: улица Профессора Попова 3

-10

Немного нехарактерное для брутализма здание, но внешне его всё-таки можно отнести именно к нему. А всё дело в том, что построен пятый корпус из кирпича, а не их железобетонных монолитных конструкций, как было принято в брутализме. И, многие скажут, что здание из кирпича по определению не может быть брутализмом, но я не соглашусь с этим высказыванием.

Да, здание не состоит из бетона, но визуально всё равно не сильно отличается от типичных бетонных построек - такие же формы здания, такая же монолитность и массивность. Материалы в этом случае - вторичный фактор.

-11

Любопытнейшее здание, о котором мне поведал мой друг, учащийся в ЛЭТИ, и часто бывающий в этом корпусе. Он же помог мне и с осмотром здания изнутри.

-12

Кстати, можете представить, как сложно студентам (особенно первокурсникам) ориентироваться в таком лабиринте корпусов - здание выглядит запутанным не только снаружи, но и изнутри. Вот такой вот недостаток замысла архитекторов - здание, главной идеей которого являлось доминирование функции над внешним видом, выполняет эту "образовательную" функцию с рядом затруднений (студент явно не получит знаний, если заблудится и не найдет свой кабинет).

Впрочем, учащимся этого университета здание нравится - хоть оно и выглядит странно и нетипично, но всё же привлекает к себе внимание и заинтересовывает смотрящего.

Спиральная лестница внутри здания, прозванная студентами "лестницей ДНК". Да, в таких постройках модернизм ощущается не только снаружи, но и внутри здания
Спиральная лестница внутри здания, прозванная студентами "лестницей ДНК". Да, в таких постройках модернизм ощущается не только снаружи, но и внутри здания

В целом здание, разумеется, оставляет о себе приятные впечатления - нечасто увидишь такую постройку в России. Своими формами здание сильно напоминает западный брутализм - запутанное и поражающее воображение!

-14

Гостиница Русь

Дата постройки: 1933 (старое здание), 1988 (перестройка в брутализм)
Адрес: улица Артиллерийская, 1

Очень необычное здание - даже для брутализма. А ещё более странно наткнуться на него, гуляя по старому району города в районе улицы Пестеля (да, гостиница находится именно там).

-15

Изначально здание строилось как жилой дом, причём аж в 1933 году. Очевидно, что брутализм в облике здания появился куда позже, а именно в 1988 году, когда данное здание было перестроено под гостиницу.

С большим трудом я нашёл фотографию этого здания до реконструкции. Это фото вы можете наблюдать ниже:

Как видите, здание было перестроено до неузнаваемости. Эту фотографию я взял с сайта pastvu.com, автор фотографии Альбина Архипова (Олесич).
Как видите, здание было перестроено до неузнаваемости. Эту фотографию я взял с сайта pastvu.com, автор фотографии Альбина Архипова (Олесич).

Главной фишкой этого здания являются массивные выступы (консоли), на фасаде здания. Не знаю как вам, но мне это напоминает футуристичный бастион - как будто мы попали в какой-то фантастический фильм про космос, а это здание - главная крепость пришельцев, или что-то вроде того.

-17

Главный минус этой постройки - это, как всегда, расположение. От гостиницы "Русь" до Летнего сада - 950 метров, до Невского проспекта 1200 метров. Здание находится в исторической части города, его окружают доходные дома в стилях эклектики и модерна, так что серый и мрачный брутализм сюда просто не вписывается.

-18

Впрочем, это не уменьшает красоты гостиницы. Не каждый день увидишь такую архитектуру, не правда ли?

Государственный архив военно-морского флота

Дата постройки: 1975-2006
Адрес: Серебристый бульвар 24к1

-19

Ну и напоследок - самое мрачное и непривлекательное здание в этой статье. Вот уж действительно брутализм, правда без особо интересных форм и конструктивных особенностей - громадная серая коробка с некоторыми интересными деталями.

Не знаю как вам, а мне конструкция на крыше здания напоминает московское "здание с мозгами", или здание президиума РАН. Но в Москве "мозги" на здании выглядят куда более масивно и интересно.
Не знаю как вам, а мне конструкция на крыше здания напоминает московское "здание с мозгами", или здание президиума РАН. Но в Москве "мозги" на здании выглядят куда более масивно и интересно.

Внешний вид здание продиктован, опять таки, функциональными требованиями - в здании расположен государственный архив военно-морского флота, хранящий в себе важные документы, за которыми необходим особый уход.

Собственно, архив переехал из центра города (старое здание расположено на Миллионной улице) именно по этой причине - в старом здании влага наносила урон документам. А вот в такой вот изолированной от внешнего мира коробке - ценные книги и бумаги в безопасности!

Вход в здание украшен различными модернистскими фигурами, что придаёт зданию хоть какой-то индивидуальности
Вход в здание украшен различными модернистскими фигурами, что придаёт зданию хоть какой-то индивидуальности

Кстати, у здания довольно сложная история - после развала СССР оно на протяжении шести лет стояло недостроенным. Именно поэтому с начала строительства здания до его окончания прошёл какой-то немыслимый для нашего времени срок - 31 год!

Но в целом здание является отличным брутализма - серая бетонная постройка, внешний вид которой продиктован её назначением. Всё по канонам стиля!

Заключение

В заключение хочется сказать пару слов о современном отношении людей к архитектуре брутализма, да и к модернизму в целом.

В наше время к архитектуре модернизма относятся с некой долей скептицизма. Многие люди в России перенасытились серыми типовыми постройками второй половины 20 века, так что любая модернистская, а тем более бруталистская постройка кажется им невзрачной и неинтересной.

Пример типичного модернистского здания с красивой архитектурой (к брутализму оно отношения не имеет) - Невское проектно-конструкторское бюро, расположенное на западе Васильевского острова
Пример типичного модернистского здания с красивой архитектурой (к брутализму оно отношения не имеет) - Невское проектно-конструкторское бюро, расположенное на западе Васильевского острова

Однако, нужно понимать, что данный стиль отражает эпоху, в которой он существовал (как и, собственно, любая архитектура). Время "застоя" отразилось и на архитектуре - а как могло быть иначе? Архитекторы просто не могли делать ничего другого - у них не было необходимой и желаемой свободы творчества. Поэтому они старались создавать архитектурные шедевры из того, что было им позволено: заинтересовать зрителя не декоративными украшениями, а красотой и необычностью геометрии форм здания.

К сожалению, многие модернистские постройки в наше время не находятся под защитой государства, что в корне неправильно. С каждым годом мы теряем всё больше и больше представителей жанра модернизм (в частности и брутализма). Ярчайший пример - СКК, который, по мнению властей, не является памятником архитектуры, и оно вполне может подлежать сносу.

Поэтому я хочу напомнить ещё раз - модернистские и бруталистские здания являются памятниками архитектуры и истории, они отражают эпоху, в которую были построены, и являются представителями своеобразного и по своему красивого веяния в архитектуре.