Найти в Дзене

Перипетия в литературном произведении

Говоря о литературных приемах нельзя пройти мимо перипетии. Данный термин был придуман и широко распространялся в драматических произведениях древних греков. Применяется он и по сей день, преимущественно в драмах, но я считаю, что в других жанрах ему также с легкостью найдется место. Итак, что же такое перипетия? Это движение от счастья к несчастью, от отчаяния к надежде. Например, есть отправная точка истории, с героем начинают происходить события, ухудшающие его положение, или же ведущие к счастью. Как только герой достигает наивысшей точки, происходит «вдруг» — неожиданное событие, которое противоположно меняет его положение. Если персонаж уверенно шел в достижению вершины блаженства, то в его дело начинают резко ухудшаться. Работает это по схеме «несчастье — оценка новой информации — счастье», и наоборот «счастье — оценка новой информации — несчастье». А сам переход, для упрощение понимая, можно заменить словом вдруг. Данный прием можно хорошо рассмотреть в Шекспировской «Ромео и

Говоря о литературных приемах нельзя пройти мимо перипетии. Данный термин был придуман и широко распространялся в драматических произведениях древних греков. Применяется он и по сей день, преимущественно в драмах, но я считаю, что в других жанрах ему также с легкостью найдется место.

Итак, что же такое перипетия? Это движение от счастья к несчастью, от отчаяния к надежде. Например, есть отправная точка истории, с героем начинают происходить события, ухудшающие его положение, или же ведущие к счастью. Как только герой достигает наивысшей точки, происходит «вдруг» — неожиданное событие, которое противоположно меняет его положение. Если персонаж уверенно шел в достижению вершины блаженства, то в его дело начинают резко ухудшаться.

Работает это по схеме «несчастье — оценка новой информации — счастье», и наоборот «счастье — оценка новой информации — несчастье». А сам переход, для упрощение понимая, можно заменить словом вдруг.

Данный прием можно хорошо рассмотреть в Шекспировской «Ромео и Джульетте». Ромео идет на бал к врагам семейства — Капулетти. Вдруг он видит прекрасную незнакомку, которая пробуждает в нем чувства. Он счастлив. Вдруг, Ромео узнает, что она дочь главного врага семьи, и они никогда не смогут быть вместе. С вершины счастья Ромео брошен в пучину отчаяния. Схема: счастье – оценка новой информации – несчастье.

Ромео терзается муками любви и тайком проникает в сад своих врагов, чтобы увидеть девушку. Вдруг, мир снова наполняется красками, ведь Джульетта тоже влюбилась в него. Схема: несчастье– оценка новой информации – счастье.

Такие перепады происходят в произведении повсеместно. Для драматического произведения они очень важны. Мало того, что они вносят разнообразие в чувства героев, они еще и создают эмоциональные крайности. В итоге, мы получаем от персонажей новое поведение, которое окрашивается яркими эмоциями.

Как мы видим, законы драмы не изменялись со времен древних греков, они работали при Шекспире, работают и сейчас. Главная цель драматического произведение — столкнуть крайности. Таким образом читатель вовлекается в рассказ, принимает проблемы героев. И не обязательно, чтобы это было ярко эмоционально выражено внешне, читатель и так сможет угадать пожар перипетии.

Согласитесь, далеко не каждое произведение может вызвать у вас сопереживание. Больше всего шансов у рассказа, где герои вовлечены в драматическую ситуацию. Цепь драматических перипетии от одной неожиданности к другой – это лучший путь, которым может пойти увлекательный рассказ. Из чего состоят все приключения? Из драматических перипетий. Самые разнообразные события происходят с героями. Самые невероятные опасности выдумывает автор. А структура повторяет одну и ту же клеточку драмы: опасность – оценка – спасение, то есть: несчастье – оценка – счастье.