Такое громкое заявление руководство нашей страны озвучило еще в 2012 году. Кризис 2014, а иначе его и назвать нельзя, планы чиновников порушил и «учительского экономического чуда» не произошло. Сегодня, в 2019 году средний заработок педагогов чуть выше зарплаты дворника, и то не везде.
Учительская профессия имеет риск умереть в силу ее финансовой непрестижности или экономической нерентабельности. А государство что-нибудь от этого потеряет? Или поимеет?
За что платить учителю деньги?
Нерентабельность учительской профессии «на лицо», на что государство отреагировало соответствующее в плане оплаты данного вида бюджетной деятельности (не будем говорить нецензурно, мы – люди воспитанные, сорим доброе, мудрое, вечное) предложило натянуть на рыло популярное в народе растение, аналог восточной фиги.
Терпение – это основа учительского ежедневного труда. Мы вечно стоим перед дилеммой: «поднагадить» начальству и послать на макушку фигового дерева деток с их хамоватыми родителями. Вот мы и ждем терпеливо, когда наши зарплаты стали такими, после получения которых мы очень (добровольно) захотим искренне и вежливо разговаривать с учениками, студентами и прочими неучами, возжелавшими получить столь не нужное в нашей стране образование.
По мнению многих родителей, платить учителю не за что, а и верно, господа, что такого в работе – говори себе по 6-8 уроков, и только. Но уроки – это лишь вершина айсберга под названием педагогический труд.
Господа начальники, отдайте наши деньги?
Оклад учителя после сентября текущего года составил 9735 р. за ставку в 700 часов в год и за 72 урока в месяц. Расчет: стоимость урока 135 рублей.
- Первое: какое качество Вы хотите за эти деньги?
- Второе: а из чего складываются 12, 15, 18 и даже 20 тысяч рублей?
Доплаты учителю делают за категорию, стаж, проверку тетрадей, классное руководство, выполнение дополнительных обязанностей, а также интенсивность и сложность работ, участие в конкурсах, проведение мероприятий и прочие радости внеурочной работы.
В целом, последнее не очень объективно. Вопрос о надбавках решается специальной «стимулирующей комиссией», так как все эти доплаты делают из надтарифного фонда или как говорят сегодня, из стимулирующей части ФОТа. От того, насколько в этой комиссии люди сидят честные и зависит з\п педагога.
Где директор, спросите, Вы и его управленческая роль в этом вопросе? Отвечу просто. Директор получает информацию от главного бухгалтера, что нужный уровень средней з\п по учебному заведению или индикативный показатель достигнут, а значит, требование Министерства выполнено.
Где трудовая инспекция и ее контроль?
Перейдем к рассмотрению оплаты труда педагога с другой стороны. Так, будучи руководителем образовательного учреждения, столкнулась с такой проблемой – внутреннее совмещение. Итак, у меня на вакансии было две должности: работник по обслуживанию и сторож. Совмещение этих двух должностей невозможно, исходя из норм рабочего времени. Переработка получается, сказала бухгалтерия. К чему это, спросите ВЫ. А вот к чему.
В среднем на ставку учитель в течение дня занят 4-6 уроков, еще 2 -1 час, то есть урок. В это время учитель может проверить тетради, заполнить журнал или подготовится к уроку.
А когда он должен заниматься дополнительной работой?
Например, преподаватель колледжа. Рабочий день с 8 утра до 4, все это время занимают уроки, «окна» - свободное время используется на заполнение журналов, подготовку лекционного материала и прочей документации.
Вопрос: почему педагогу можно совмещать несовместимое и когда в рамках рабочего дня это делать?