Найти тему
Новости,история

Психолог на стройплощадке-1989 год.

https://cdn.pixabay.com/photo/2014/03/03/16/08/construction-279012_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2014/03/03/16/08/construction-279012_1280.jpg

Я пишу эти строки в Копенгагене, столице маленькой пятимиллионной Дании. Одни страны знамениты своими просторами, другие - своими революциями.

Дания известна в мире прежде всего сказками прошлого века. A в веке нынешнем — тем, что социал-демократия оказывает большое влияние на развитие этой капиталистической страны. Сказки Андерсена прекрасны и печальны.

Они учат нас не бояться неизбежных трудностей жизни, не бояться тех противоречий, которые лишь кажутся непреодолимыми и пугают людей, привыкших судить о будущем по красивым картинкам. Это мы подарили миру сказку о короле, который шествовал по улицам, принимая поклоны под восторженный шепот толпы:

«Как он мудр! Как хорош! И какое богатое на нем платье!» Вы знаете: он шествовал до тех пор, пока наконец ребенок — дитя нового поколения — не воскликнул: «А кого-то голый» И вдруг все стали громко говорить правду: люди захотели понять, почему они были слепы...

Здесь сказка кончается. Я перечитала эту сказку накануне отъезда на учебу в вашу страну и твердо решила обязательно написать том, какими увижу вас теперь, когда сами вы говорите о себе правду. Я хочу понять то, что интересует многих датчан: что такое перестройка и гласность? Почему образовались белые пятна в истории? Откуда вы пришли и куда идете?

Словом, меня интересовали судьба социализма в целом и ваша повседневная жизнь.

https://cdn.pixabay.com/photo/2014/03/15/16/28/construction-287866_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2014/03/15/16/28/construction-287866_1280.jpg

Дело в шапке!

Зима в Москве стояла мягкая, но все же достаточно холодная, так что все ходили в шапках. В жизни я не видела столько разных головных уборов: от огромных дико лохматых на головах высоких молодых людей до тщательно причесанных аккуратных шапочек, подобранных под цвет волос своих хозяек.

Одежде у вас явно уделяют серьезное внимание — на улицах много модниц, симпатичных, как принцессы. Но, заглянув в магазины, я застыла в недоумении: откуда берутся наряды модниц? Друзья объяснили: чтобы так одеваться, нужно немало времени, терпения, плюс удача.

И деньги, конечно. Москвичи сильно отличаются друг от друга не столько по тому, как и сколько они зарабатывают, сколько по тому, что они могут на эти деньги купить.

Вот и выходит, что одеты все далеко не одинаково. Мой первый вывод такой: мода у вас является своего рода социальным барометром. Всего пять копеек? Если хочешь от души полюбоваться шапками и румяными от мороза лицами, лучшего места, чем эскалатор в метро, не найти...

Я также знаю по опыту, как турист часами глазеет на прекрасные станции в центре города, с удовольствием опуская «всего 5 копеек!» Только позже я стала замечать, как утомляет в метро постоянный шум.

Научилась избегать часы пик, а если не получалось -- то ездить B это время без лишних сумок. Мало-помалу я прониклась необходимостью "стоять справа, проходить слева" и в обоих случаях набираться терпения... Только тогда до меня дошло, почему в вашем метро мало стариков, беременных женщин, родителей с малыми детьми, не говоря уже о мамах и папах c колясками, почему совсем не видно в метро слепых и инвалидов. Да, проезд стоит всего 5 копеек!

Но может ли общественный транспорт оставаться дешевым — почти бесплатным - и при этом содержаться в таком состоянии, чтобы быть удобным для всех? Думаю, что эти вопросы имеют непосредственное отношение к тем дискуссиям о реформе цен почти на все товары и услуги, свидетелем которых я стала в вашей стране.

Само собой, законы экономической необходимости распространяются и на транспорт: бесплатно всех до места работы не довезешь. Но кроме экономической необходимости, существует и социальная.

https://cdn.pixabay.com/photo/2019/07/15/15/52/chengdu-4339686_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2019/07/15/15/52/chengdu-4339686_1280.jpg

Транспорт — это личная потребность, которая, однако, носит общественный характер: всем каждый день на работу. Поэтому, с одной стороны, он должен быть всем по карману, и в то же время смешно забывать, что качество услуги определяет ее цена.

Как же тут быть? Я выросла в обществе, в котором социал-демократии удалось отстоять ряд социальных льгот, обеспечить некоторые существенные права для всего населения. Мне, например, всегда казалось естественным: если чувствуешь себя плохо, иди к врачу, не задумываясь об оплате. Но когда я жила в «либеральных»

Соединенных Штатах, мне пришлось приобрести и другие привычки: сначала подумать, посоветоваться с семьей - а, собственно, стоит ли твоё недомогание 25 долларов, которые придется (для начала) заплатить врачу?

Не сомневаюсь, что у вас никогда не дойдет до таких крайностей, вы сделали окончательный выбор в пользу социальной защищенности своих сограждан. Ho проблема соотношения качества и стоимости услуг одной только декларацией этого убеждения, увы, не решается.

По моему мнению, вам предстоит пройти непростой путь, дабы утвердить соответствие идеальной справедливости — реальной. Путь, который каждый народ во все века проходит самостоятельно.

Хотелось бы добавить к сказанному о метро, что многие станции действительно очень красивы. Прекрасно, когда художники расписывают стены, которые у нас перед глазами каждый день.

Но все-таки отчего же тогда так скромно выглядят станции на окраинах города, где живут сотни тысяч людей? Отчего не радуют глаз жилые дома пригородов, заводские общежития, школы и столовые?

Мастерство оформления отдельных станций метро и официальных зданий на фоне новых школ и квартир, требующих ремонта еще до окончания строительства, выглядит слишком контр Сделать скриншот говоря, так и не смогла понять: как же это — ремонтировать то, что еще не достроено?