Удивительный инструмент самоконтроля был сформулирован ещё в Древней Греции.
В поисках счастья
Восток и Запад шли рука об руку, пытаясь раскрыть секрет человеческого счастья. Одни и те же истины в разное время на разных континентах вновь и вновь открывались разными людьми. Разные термины, разные формы, но общая суть — вот, что объединяет мудрость древних.
Уже в глубокой древности люди хорошо понимали, что счастье — это не следствие объективных процессов, это состояние души, всецело зависящее от отношения субъекта к внешнему миру. Попытки познать природу этого состояния привели мудрецов к формулировке принципов самоуправления, позволяющих осознанно контролировать психические процессы.
Сегодня мы знакомы с ними в основном по медитативным практикам Востока. Но, оказывается, что Древняя Греция, представляя западный подход к философскому познанию бытия, нисколько не отставала в этом деле. Эпохе — тому свидетельство.
Чистое сознание: эпохе и дзен
Эпохе — это принцип мышления, впервые встречающийся в философии Аристотеля, и подразумевающий чистое восприятие бытия вне каких либо оценок. Уже тогда люди хорошо понимали, что наши оценки есть искажение действительности. Вместо факта мы, как правило, имеем дело с собственной его трактовкой. В итоге человек запутывается не в событийной действительности, а в том, что он думает по поводу происходящего. Отсюда лучшей дорогой к истине становится безоценочное внимание: вижу, но не объясняю, созерцаю, но не оцениваю.
Думаю, можно вполне справедливо отождествить эпохе и дзен, в котором путь к познанию природы ума строится так же на принципе безоценочного внимания. «Дзен» — дословно «созерцание». Суть учения сводится к отказу от догм и попыток найти теоретическое обоснование истины. Вместо этого предлагается чистое восприятие вне каких-либо трактовок приобретаемого жизненного опыта.
И, действительно, не в этом ли секрет психической устойчивости и удовлетворения жизнью?
Сознание зверя
Психика братьев наших меньших куда более устойчива, чем наша. Они живут в постоянных условиях выживания, рискуя быть кем-то съеденным, но при этом не умеют сходить с ума. Они не умеют обижаться, мстить, завидовать, страдать от несбыточных желаний. Почему? Конечно потому, что проще устроены. Их психика проще и надёжнее. Их сознание чище и не подвержено таким колебаниям, какие свойственны для нас.
Когда собака смотрит на мир, то не выдаёт кучу бессмысленных прогнозов подобно своему хозяину. Она не переживает из-за дурной погоды, её не интересует политика, она не следит за экономической ситуацией в регионе, и уж, конечно, ей совершенно наплевать на то, что о ней думает бабка из квартиры напротив. Собака умеет видеть, но не давать увиденному оценку.
А мы умеем. И даём. И эти оценки для нас становятся важнее увиденного. Мы эмоционально реагируем уже не на движения внешнего мира, а на свои собственные мысли, которые по большей части просто напросто внутренний трёп.
Можно ли научиться безоценочному вниманию и через это развить свою стрессоустойчивость? Можно. Но для этого придётся провести долгую и напряжённую внутреннюю работу, осваивая день за днём, неделя за неделей новые принципы мышления. Это сложно, но это того стоит. Ибо этот путь открывает нам возможности для собственного изменения. «Я меняюсь!» — провозглашает человек, желающий стать счастливее. А вы как считаете — меняются ли люди? Можно ли нам изменить собственное мышление?
Рудияр
Статьи по теме:
Как избавиться от сожалений?
Как счастье связано со временем?
Как развить стрессоустойчивость?