Как только ни называют Никиту Михалкова. Он и легенда отечественного кино, и его император, и баловень судьбы. Он благосклонно принимает все титулы, кроме последнего, акцентируя внимание на том, что, несмотря на звёздных родителей, он всего в жизни добился сам.
Действительно, ему ничего не стоило прикрываться, например, авторитетом отца — выдающегося писателя Сергея Михалкова, матери, поэтессы и переводчицы Наталии Кончаловской, даже старшего брата Андрея, который тоже пошёл по творческой стезе. Вот и Никита самого раннего возраста решил для себя, что при таких родственниках просто не имеет права быть посредственностью.
В детстве у мальчика была гувернантка, испанка по национальности, которая не только занималась его воспитанием, но и вела беседы о высоких материях. Гости, а это вся творческая элита Советского Союза, также прививали любовь к искусству маленькому Никите.
Однако учиться Михалкова-младшего отправили в спецшколу с математическим уклоном. Отучившись там четыре класса, Никита, впрочем, как и его родители, понял, что не склонен к точным наукам, поэтому дальше занимался в простой школе.
«Я учился очень хорошо до 4-го класса. В старших классах я писал неплохие сочинения, знал историю, но был патологически тёмен во всех точных науках. С 6-го класса я не решил самостоятельно ни одной задачи по геометрии, а в 8-м упал в обморок, когда учительница вызвала меня к доске решать уравнение», —
в одном из интервью признавался Михалков.
Зато в творческом плане он был более успешен — занимался в музыкальной школе и драмкружке, мечтал стать атёром. И мечта не заставила себя долго ждать: уже в 14 лет он снялся в эпизоде в картине К. Воинова «Солнце светит всем». Затем была антирелигиозная лента В. Ордынского «Тучи над Борском», где Никита сыграл пионера, который в школьной сценке изображал священника.
Но настоящая слава к Михалкову пришла в 18, когда он снялся в до сих пор всеми любимом фильме Г. Данелии «Я шагаю по Москве». Взять брата в картину посоветовал Георгию Николаевичу Андрей Кончаловкий. В этом фильме, по признанию самого актёра, он изображает самого себя — задорного и обаятельного молодого человека, который уверенно смотрит вперёд. А песня, исполненная Никитой Сергеевичем, ушла в народ и воспринимается уже как самостоятельное произведение.
Учась на актёрском отделении «Щуки», Михалков не бросает кино, а это в училище не поощряется. В итоге его отчисляют с четвёртого курса. Но он не расстраивается, понимая, что интерес его переместился в плоскость режиссуры. Поэтому поступает во ВГИК к Михаилу Ромму.
В качестве режиссёра Никита Сергеевич снимет немало прекрасных фильмов, однако время от времени он будет вспоминать детскую мечту и играть в картинах других режиссёров. И многие считают, что именно как актёр Михалков на все сто раскрывает свою гениальность. Ведь даже незначительную роль он может исполнить с такой харизмой, что затмит всех остальных артистов на площадке.
Ярчайшим примером этого служит картина «Собака Баскервилей», где Никита Сергеевич сыграл сэра Генри. Он совершенно по-своему интерпретировал этот образ, добавив ему реплик и даже некоторого гротеска. Вообще, звёздная компания актёров не стеснялась импровизировать, от чего фильм только выиграл.
Режиссёр И. Масленников так вспоминал съёмки:
«Что касается Михалкова — у Никиты такой невероятный темперамент, он всё вокруг рвёт и мечет. Группа докладывала мне, что за смену он «уговаривает» бутылку коньяка и ничего не ест. На съёмках загнал лошадь до такой степени, что та просто рухнула наземь. Но Никита стал возиться с ней, после чего она вдруг открыла глаза, постепенно пришла в себя — и пошло-поехало! Он её поднял! Вот такой феноменальный человек».
И, конечно же, нельзя не вспомнить «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. Михалков настолько вжился в образ богатого барина, что и после съёмок устраивал для всех банкеты.
А однажды даже пошёл на охоту, после чего потчевал группу медвежатиной. И хотя критика восприняла эту картину в штыки, зрители её полюбили, а журнал «Советский экран» назвал фильмом года. Исполнитель роли гуляки Паратова Никита Михалков признан актёром года, одним из самых красивых в советском кино.