И снова здравтвуйте! Ваш канал "Корабли и суда" приветствует Вас, и продолжает свой рассказ об истории рождения такого класса кораблей как подводные лодки. В предыдущих публикации мы рассмотрели, как зародилась идея подводного плаванья еще в античные времена, как она совершенствовалась в эпоху Возрождения, как появились первые подводные лодки.
Наступил 19-й век....
10. ПЕРВАЯ РАКЕТНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА - 1834 г.
В России в 1834 г. инженер генерал-адъютант Карл Андреевич Шильдер (1785 - 1854 гг.) построил на Александровском литейном заводе (ныне НПО "Пролетарский завод") подводный корабль водоизмещением 16 тонн, который принято считать первенцем российского подводного флота.
Достаточная для погружения на глубину 10 метров прочность корпуса ПЛ обеспечивалась формой корпуса, набором (шпангоуты из круглого железа, киль, кованые форштевень и ахтерштевень) и наружной обшивкой из клепаного пятимиллиметрового котельного железа. Корпус представлял собой продолговатое, яйцеобразное тело, слегка сплюснутое с боков длиной около 6 м, при ширине 1,5 м и высоте 1,8 м.
Водоизмещение лодки составляло 16,4 т; глубина погружения - 12 м. Экипаж лодки состоял из 13 человек. В движение лодка приводилась четырьмя гребцами с помощью двух пар бортовых гребков типа "утиная лапа". При движении вперед гребки складывались, а при движении назад раскрывались, обеспечивая упор. Каждый гребок приводился в действие качанием рукоятки привода изнутри корабля.
Эта подводная лодка была вооружена электрической миной, а также ракетами, пуск которых осуществлялся с двух ракетных трехтрубных станков, расположенных побортно. Подводная лодка могла вести залповый огонь ракетами из надводного и подводного положений.
Генерал Шильдер первым высказал идею использования в ПЛ электродвижения. Она возникла у него на основании опытов Бориса Семеновича Якоби с электромагнитным ботом на Неве в Санкт-Петербурге в 1838 г. Интересно, что Шильдер впервые в истории разработал и тактику использования ПЛ в обороне приморских крепостей.
11. ПЕРВАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С МЕХАНИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ - 1854 г.
Впервые оснастить подводное судно паровым двигателем удалось в 1854 году. Французский инженер Проспер Пайерн, который восемью годами раньше построил свой «Гидростат» с мускульным приводом винта, теперь создал на его основе аппарат с паровым двигателем.
Корпус «Пирогидростата» был построен из железа. Паровая машина размещалась в корме, она приводила в движение двухлопастный гребной винт. Пар для нее вырабатывали два котла. Один был обычным, он использовался для плавания на поверхности воды. Другой котел работал в подводном положении. В его герметичной топке сжигалось специальное топливо (спрессованные брикеты смеси селитры с углем), при горении выделявшее кислород. Одновременно в топку подавалась пресная вода. Водяной пар и продукты сгорания топлива направлялись в паровую машину. Оттуда, завершив работу, они отводились за борт через невозвратный клапан, не позволявший морской воде заливать топку. Для управления по курсу использовался вертикальный руль, а маневрирование по глубине производилось приемом воды во внутренние балластные цистерны, либо ее откачкой.
12. ПЕРВАЯ УСПЕШНАЯ АТАКА ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ НАДВОДНОГО КОРАБЛЯ - 1864 г.
17 февраля 1864 года, во время войны за независимость южных Конфедеративных Штатов Америки от САСШ, субмарина конфедератов "Ханли", приводимая в движение вручную и вооруженная шестовой миной, смогла пустить на дно Чарльстонской бухты паровой артиллерийский корвет северян "Хаусатоник". Сообщив сигналом на берег об успешной атаке, "Ханли" домой так и не вернулась.
Эта подводная лодка Конфедеративных Штатов Америки, была построена в 1863 году на средства частных предпринимателей и изобретателей Хораса Л. Ханли (его имя она и носила), Джеймса Мак Клинтока и Бакстера Уотсона.
В течение 1863 года лодка "Ханли" два раза тонула в ходе испытаний, погиб 21 человек. Лодку оба раза подняли, она получила прозвище "плавающего гроба". Но экипаж для боевого выхода все-таки набрали… И это при том, что всем добровольцам было ясно изначально: вероятность того, что лодка погибнет, была крайне велика. Возглавлял атаку лейтенант Джордж Диксон, за ним на скамье сидели семеро матросов, чьи мышцы приводили в движение ручной гребной винт подлодки. Двигательная установка "Ханли" состояла из коленчатого вала, проворачиваемого семью людьми и посредством цепи связанного с винтом. Большой маховик увеличивал КПД: пока экипаж работал, момент силы маховика помогал поддерживать скорость. После атаки и взрыва "Хаусатоника" подводная лодка в базу не вернулась....
В мае 1995 года экспедиция под руководством Клайва Касслера, обнаружила погибшую подлодку недалеко от гавани Чарльстона, покрытую почти метром ила, на расстоянии в полутора кабельтовых от точки, где она атаковала "Хаузатоник". Подъем лодки удалось осуществить только в 2000 году. Члены экипажа были найдены по-прежнему каждый на своем посту...
13. ПЕРВАЯ ТОРПЕДНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА - 1881 г.
Появление торпед, или как тогда их называли "самоходных мин" не могло остаться без внимания конструкторов подводных лодок. Первым оценил перспективность внедрения нового оружия американский изобретатель Джон Холланд (1841-1914).
Отказавшись от динамитных пушек Залинского и тарана, которые Холланд устанавливал на своих ранних проектах, начиная с 1881 он спроектировал и построил несколько серий подводных лодок с торпедным вооружением.
В качестве двигателей Холланд и его последователи в США использовали бензиновый или керосиновый мотор.
14. ПЕРВАЯ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА - 1908 г.
Одним из первых оценил перспективность применения дизеля на подводной лодке Иван Григорьевич Бубнов. Еще во время русско-японской войны он начал проектирование двух дизель-электрических подводных лодок. На первой из них – «Миноге» водоизмещением 142 тонны впервые в мире были применены реверсивные дизели, разработанные и построенные заводом "Л. Нобель" в Петербурге (ныне завод "Русский дизель"), позволявшие осуществлять реверс быстро, без каких-либо дополнительных переключений. Установленные один за другим два дизеля (каждый мощностью 120 л. с.) работали на общий гребной вал, на котором размещался гребной электродвигатель мощностью 70 л. с.
В 1911 г. в ходе дискуссии о программе строительства русского флота морское министерство опросило офицеров-подводников. Большинство из них сочло наиболее удачной подводную лодку Бубнова "Акула". Когда Главный морской штаб принял решение о строительстве серии больших подводных лодок водоизмещением 600-650 т, Бубнов представил на конкурс проект, являвшийся дальнейшим развитием лодки "Акула".
Первый корабль серии - подводная лодка "Барс" водоизмещением 650/780 т с энергетической установкой мощностью 2 X 1320/2 X 450 л.с. и скоростью 18/6,7 уз был заложен на Балтийском заводе в 1913 г., а в 1915 г. вступил в строй.
15. ПЕРВАЯ АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА - 1954 г.
Прошло почти 40 лет, отгремели I и II мировая война. Ушли в историю атака Веддигена, С-13 Маринеско, "волчьи стаи" Денница, французский "Сюркуф". Сброшен с трона бывший "король моря" - линкор, а подводная лодка из беззащитного прибрежного судна, когда-то не имевшая даже своего класса и приписанная к миноносцам, превратилась поистине в морскую владычицу. Однако впереди ее ждал очередной рывок....Успехи в разработке ядерных реактров, достигнутые в США и СССР в первые мирные годы, логично привел к идее установить подобную энергетическую установку на подводную лодку, с тем, чтобы повысить ее автономность практически до бесконечности. И в 21 января 1954 году в США была спущена на воду первая в мире атомная подводная лодка "Наутилус". Создание первой атомной подводной лодки обозначило современный этап развития энергетики мореплавания, позволив обеспечить для него практически неограниченную дальность. кроме того, это техническое решение позволило «Наутилусу» стать самой быстроходной подводной лодкой (под водой).
В СССР первой атомной подводной лодкой стала К-3 "Ленинский комсомол", спущеная на воду 4 июня 1958 года.
Итак мы рассмотрели все основные этапы создания подводных лодок, начиная с самого зарождения идеи подводного плаванья много веков назад, и до ее реализации на самом последнем уровне достижения научной и технической мысли уже в наше время. Сегодня подводные лодки - пожалуй основное и самое мощное оружие военно-морских флотов ведущих стран мира. Страны, владеющие этим оружием, показаны на схеме синим цветом.
Окончилась ли история дальнейшего развития подводных лодок? Нет, она продолжается прямо у нас на глазах. Новые материалы, новая энергетика, новая форма корпуса, новое оружие.... Однако, это тема отдельного рассказа.
Спасибо за внимание.