В Египте времен царя Птолемея I (305–283 гг. до н.э.) было два вида дорог: одни для обычного люда и другие, более короткие и удобные, — для царя и его курьеров. Решив как-то изучить геометрию, Птолемей обнаружил, что это не такое простое дело. Тогда он призвал к себе Евклида и спросил, нет ли более легкого пути для ее изучения.
— В геометрии нет царских путей! — гордо ответил Евклид.
После этого эпиграфа внимательный читатель уже сможет понять, что нужно делать для достижение успеха, хотя бы локального успеха в какой-нибудь области знаний. Однако, стоит разобраться с этим вопросом подробнее.
Проблема № 0 — Депрессия в начале изучения чего либо
Для начала скажу, что депрессия при изучении чего-то сложного - это нормально. Знакомые мне люди, а также мои ученики задаются вопросом о том, как можно изучить программирование с нуля, изучить математику с нуля, начать хоть немного разбираться физике. Очень часто люди впадают в депрессию, энтузиазм быстро пропадает, а человек бросает всё обучение. При этом даже в практике репетиторства постоянно происходят такие случаи. Дело в том, что наличие наставника не является панацеей от всех проблем на пути изучения сложных технических областей.
Давайте возьмем математику. Тоже самое будет справедливо и для физики, и для программирования. На мой взгляд, успешное изучение математики на 70% зависит от ученика, на 30% зависит от наставника. Наставник является направляющим и регулировщиком процесса, некоторым корректором, который исправляет и уберегает подопечного от допущения типичных ошибок. А успешное выполнение 70% ученика зависит на 99.9 % от тяжелого упорного труда и на 0.01% от природного таланта.
Проблема № 1 — «У него талант, а у меня нет... » и ещё 1001 оправдание
Слышали как часто люди употребляют такую фразу, когда потерпели неудачу? Наверняка слышали! Так вот нет никакого таланта! Нет! Есть только упорный труд и дисциплина. Если кто-то умнее вас, если кто-то сильнее вас, значит они больше времени уделяли своим тренировкам и совершенствованию. Ничего не дается просто так. Никакой навык не упадет никому на голову по воле судьбы. Мы все рождаемся маленькими, слабыми и глупыми. У всех одинаковый потенциал. Поэтому каждый сам для себя решает: оставаться ему слабым и глупым или через боль, слезы и неудачи становиться лучше с каждым днём.
Проблема № 2 — Слабая вовлеченность и лень
Многие люди, занимаясь с репетитором/наставником, только смотрят как нужно решать задачи и писать программы, но никогда не пробуют это делать самостоятельно, никогда не выполняют домашнее задание. Затем удивляются, что они находятся на одном и том же месте.
Для начала нужно понять, что любая точная наука постигается на практике. Лучше всего изучать что-либо на экспериментах. И самые дешевые эксперименты в математике: вам не нужно ничего, кроме листов бумаги и карандаша. Если уж быть честным, то я бы добавил сюда ноутбук. Потому что, изучая программирование совместно с математикой, вы можете как проверять решение своих математических задач (численные методы или обычный перебор решений), так и тренировать свои навыки программирования. Вам нужно решать много практики! Очень много практических задач! А с исправлением ошибок обращаться к вашему наставнику.
Приоритет должен быть такой:
1. Провели занятие с наставником и получили домашнее задание
2. Прочитали дома теорию в книге
3. Сели за практические задания и максимально постарались выполнить всё, что вам задали. Используя аналогии, пробуя различные способы решения, нужно стараться сделать всё самостоятельно, без помощи кого-либо.
4. Естественно, что может что-то не получиться. Может даже большая часть не получиться. Тогда вы сначала смотрите типовые разборы задач в книге, задаете вопросы вашему наставнику, смотрите ответы (если они есть), пробуйте самостоятельно найти ошибки (в случае с несовпадением ваших ответов с ответами к задачам). Более внимательно перечитываете теорию. Лучше использовать разные книги. Только в самую последнюю очередь вы лезете в интернет и ищите решение аналогичной задачи. Только помните, что в интернете также полно ошибочных решений. Доверяй, но проверяй. Не прекращай мыслить.
Проблема № 3 — Интернет
На самом деле Интернет и современные технологии - это прекрасно, удобно и полезно. НО. Здесь есть один большой минус. Вы никогда не сможете нормально погрузиться в процесс решения или изучения чего-либо, если вам каждые 5 минут будут приходить все эти чертового уведомления и бессмысленные сообщения из всех социальных сетей. Осознайте, что интернет — это большая куча информации, в которой 80% - мусор: новостные ленты социальных сетей, СМИ, реклама, лента рекомендаций YouTube и Instagram, обилие тупого юмора для деградации. Да, здесь можно найти и полезную информацию. Но тогда, как минимум, нужно выйти из социальных сетей. Ну а если ваша работа не связана с социальными сетями, то лучше и вообще не пользоваться таковыми. Отключайте все уведомления на время, которое вы выделили себе для самообразования. И, как минимум, это должно быть 3 часа в день!
Проблема № 4 — Слушать толпу людей и их тысячи мнений
Да, в социальных сетях можно получить неплохой совет, можно найти серьезных и адекватных людей. Можно, только сложно. В большинстве случаев, это куча людей, которые пересказывают чужое мнение, которые пишут агрессивно, навязывают свою правду и являются диванными экспертами во всём. Есть много исключений (!) Но тяжело найти (!). Поэтому развивайте свою способность не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулируйте собственное поведение и отвечайте за него. Принципы ассертивного поведения.
Проблема № 5 — Истории успеха
Начитавшись и насмотревшись различных историй успеха, люди забывают изучить и прочитать истории неудач, типичные ошибки, типичные проблемы, чего делать не надо, где какие грабли лежат. Поэтому, многие морально не готовы к неудачам, все думают, что будет довольно просто и они быстренько войдут в новую профессию. А когда оказывается, что думать надо, что проблем куча, что изучать ужас сколько, а в красивых фильмах этого не показывали, то всё... складывают лапки. Не совершайте ошибку выжившего - подготовьтесь морально к тому, что вас ждёт, пообщавшись с тем, кто этот путь уже прошёл.
Проблема №6 — Один источник информации
Сам совершал эту ошибку, начиная со школы. В общем, если я не понимал тему в какой-то книге, то бросал эту тему. Источников информации должно быть несколько: книги (много и разные), наставник (репетитор), статьи в интернете, обсуждение с единомышленниками, тематические форумы, использование метода проб и ошибок на практике. В каждом источник информации объяснение одного и того же аспекта разное.
Проблема №7 — Отсутствие работы над ошибками
Невнимательность и отсутствие работы над ошибками тоже играет негативную роль. Вы так и будете наступать на одни и те же грабли, если не будете разбирать свои решения, свои неоптимальные программы и алгоритмы поиска ответа. Рефлексируйте, анализируйте каждое своё действие.
Проблема № 8 — Не можете побороть желание сдаться
Был у меня один ученик. Даже сложно назвать его учеником, потому что никак не получается начать нормально работать. Человек воодушевился желанием разобраться в разработке компьютерных игр и программировании графики. Естественное, мой начальный вопрос был: "А как с математикой дела?". И когда мы провели занятие, то поняли, что пробелы тянутся с 6-го класса. Поэтому я предложил начать с математики и постепенно связывать её с программированием. И человек пропал. Появился через год. Опять мотивации, опять полный решительности. Провели занятие - разобрали на пальцах численный метод поиска корней простейшего уравнения, решили аналитически, написали программу, порассуждали о том, как это можно применять в графике. Интересно, хорошо, но... пропал. На год. И так три раза. И тут дело вовсе не в пробелах. Пробелы есть у каждого, а точные науки непостижимы и безграничны, их можно изучать всю жизнь и всё равно иметь ничтожные знания. Вся проблема в том, что люди бегут от трудностей, скрываются от чувства непонимания, оправдают себя тем, что не находят время (зато прекрасно находят оправдания). Такая вот человеческая природа: лучше не изучать ничего, чем задать вопрос и осознать свои проблемы. Зачастую это поведение провоцируют токсичные школьные/вузовские учителя, высмеивая тех, кто искренне желает получить знания.
Лучше спросить и побыть дураком пять минут, чем промолчать и остаться им на всю жизнь!
В начале 1940-х годов одна американская школьница пожаловалась Эйнштейну на проблемы с математикой, которая давалась ей с большим трудом.
В ответ он со свойственной ему иронией ответил:
— Не огорчайтесь из-за ваших трудностей с математикой. Поверьте, что мои трудности еще более велики.
Статьи близкие по тематике:
Что лучше: учиться честно или списывать?
Как эффективно учиться?
Что делать, если программирование кажется сложным, но очень хочется разобраться в нем? Часть 1
Что делать, если программирование кажется сложным, но очень хочется разобраться в нем? Часть 2
А как вы считаете, почему люди бросают изучение чего-либо ? Напишите своё мнение в комментарии к статье!
Еще много полезного и интересного вы сможете найти на ресурсах:
Библиотека с книгами для физиков, математиков и программистов
Репетитор IT mentor в VK // Репетитор IT mentor в Instagram
Репетитор IT mentor в Яндекс.Дзен // Репетитор IT mentor в telegram