Найти в Дзене
Записки плохого официанта

Вторая причина, по которой люди покидают сферу общепита

Работа нервная, что и говорить. Вот недавно я отработал подряд две смены по 16 часов, на сон между ними часа 3-4, после второй приезжаю домой и валюсь спать; а во сне продолжаю принимать заказы и разносить тарелки. Очень раздражает.

Людям тонким и ранимым тут делать нечего, потому что: вот пришла типичная первокурсница, жизнерадостная, с глазами как у девочек в аниме, всему удивляется, все так интересно, впервые видит кухню изнутри, впервые на ее глазах готовят капучино, который она раньше видела только в готовом виде, это же как увидеть гранаты или инжир на дереве, как было у меня в Узбекистане.

Потом она впервые примет заказ, о чем будет радостно щебетать всем вокруг, что вот, она полностью сама обслужила гостя от и до, ушел довольный, а потом впервые как получит чаевые и как заверещит от счастья.

Если спустя год спросить у такой девочки, что она вообще думает о работе и людях, а я как раз специально так делал, типичный ответ будет: пока не начала работать, не думала, что люди такие тупые; это цитата, не придумал.

Другая моя хорошая знакомая, отработав в общепите первый год, повторила почти слово в слово: узнала, какая замечательная вещь кофе с колой, и какие же люди уроды.

И глаза у нее уже не как у анимешки, и восторга нет, и часы до конца смены высчитывает, тоскливо прикидывая, сколько еще у нее смен на этой неделе. Про хронический недосып и говорить не стоит.

А почему мы, собственно, так нервничаем на работе?

Причины самые разные, но иногда бывает, что заведение само по себе генерит негатив просто потому, что там все так устроено с самого начала. Например:

работал я как-то в заведении, где официантский стейшн был скрыт от зала большой колонной. Для чего это было сделано (по задумке): чтобы гости не видели, как официанты выполняют «грязную» работу — натирают приборы, раскладывают салфетки и т. д., чтобы сохранялась некая такая особая магия, словно приборы начищаются сами собой по волшебству, трудом домашних эльфов.

Всякий, кто работал в общепите, прекрасно знает, что официанты проводят на стейшне очень много времени. Помимо приборов, которые нужно натереть, разложить и оформить, там находятся: салфетки, одноразовая посуда для заказов с собой, зубочистки, которые надо пополнять, там же обычно пополняют сахарницы и солонки с перечницами, там же обычно оформляют заказы в R-keeper или IIKO, а сейчас ко всему этому прибавились маски и перчатки, которые лежат там же, и в свободную минуту мы их нет-нет да и поменяем.

То есть к стейшну официанты бегают буквально каждую свободную минуту. Это нормально, без этого не делается работа.

Так в том заведении зона раздачи, где официанты получают еду из рук поваров, тоже находилась за той же самой колонной. А к раздаче официанты бегают буквально каждую свободную минуту. Это нормально, без этого не делается работа.

Но поскольку эти ключевые места были скрыты за колонной, получалось, что официанты все время покидают зал и теряют гостей из виду. Не по желанию, а по работе, ибо одному нужно забрать готовое блюдо, а второй тут же оформляет заказ в программе. Все нормально, оба работают.

И вот то, что официанты могли одномоментно покинуть зал на две секунды — это страшно раздражало руководство. Менеджеры кричали свое почему никого нет в зале 100 раз в день (при этом сами они были вчерашними официантами и прекрасно понимали, почему). И что-либо объяснять было бесполезно, рациональные доводы в общепите не в почете.

Делать зону раздачи и стейшн за колонной, отделяя эти места от зала, это примерно как если бы в школе учитель, написав что-то на доске, клал мел на на полочку внизу доски, а был вынужден всякий раз выходить из кабинета, идти по коридору к специальному лотку где-нибудь у лестницы, и туда класть мел, а потом возвращаться по коридору в кабинет. Потом снова нужен мел — значит, выходишь из класса, идешь по коридору до лестницы, руку в лоток, а там мела уже нет, взял кто-то другой. Следовательно, надо идти на склад с мелом, а для этого надо просить ключ у вахтера, и учитель бежит искать его, хватает ключ под роспись в журнале и мчится на склад с мелом, долго ищет, и оказывается, что мела не осталось, кончился. Возвращается вернуть ключ и заодно сообщает, что мела нет, а ему говорят, ты на верхней полке смотри, на верхней, прямо под потолком, специально для удобства туда закинули; а учитель говорит, дескать, договаривались же хранить на нижней, а вахтер говорит, раз договорились хранить на нижней — это же не означает, что будем теперь хранить на нижней. Если мы договорились хранить на нижней — это означает, что будем хранить где угодно по настроению, но вот дураки — те да, искать будут на нижней, потому что они думают, что если договорились хранить на нижней — это же означает, что будем хранить на нижней.

Учитель повторно бежит к складу, распахивает дверь и взлетает под потолок, хватает мел, закрывает склад, мчится к вахтеру отдать ключ под роспись в журнале, затем бежит в лотку у лестницы, чтобы там теперь было с запасом, потом возвращается в кабинет, а там...

И все это время действует запрет на выход из класса, то есть учителю покидать кабинет нельзя. Но мел надо класть в лоток у лестницы. Но покидать класс нельзя.

Почему бы не класть мел на, скажем, полочку книзу доски? - ну, это несовременно, это во-первых, а во-вторых, дизайнер же придумал такой дизайн, так что извините.

Вот примерно так мы работали там. Неудивительно, что в том заведении всего за год персонал сменился почти полностью, а это около 10 человек, по человеку в месяц примерно не выдерживало.