Найти тему
СМК-консультант

7. СМК без секретов. Функции, ответственность, и полномочия в организации.

Авторский коллаж
Авторский коллаж

Продолжаю авторский цикл статей «СМК без секретов».

Актуальный перечень ранее опубликованных статей со ссылками можно посмотреть/скачать.

СМК, как и любая система, не может существовать только в виде требований, изложенных на бумаге или в электронном виде. Намерения и действия персонала организации дают системе жизнь и, в свою очередь, СМК приносит организации те преференции, ради которых она, система, создавалась.

Подраздел (5.3) ГОСТ Р ИСО 9001 «Функции, ответственность, и полномочия в организации» устанавливает требования, как в организации сделать так, чтобы каждый работник знал свой манёвр в рамках СМК.

Для этого высшее руководство должно обеспечить определение, доведение до работников и понимание в организации обязанностей, ответственности и полномочий для выполнения соответствующих функций.

Целями распределения обязанностей, ответственности и полномочий являются:

  • обеспечение соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001;
  • обеспечение получения намеченных результатов процессов;
  • обеспечение отчетности высшему руководству о результатах функционирования системы менеджмента качества и возможностях ее улучшения;
  • поддержки ориентации на потребителя во всей организации;
  • сохранения целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении изменений в систему менеджмента качества.

Как это реализуется на практике?

С «древних» времен становления СМК в Российской Федерации было «модно» рисовать этакую портянку (по размеру), называемую матрицей распределения ответственности и полномочий. Вреда от этой матрицы никакого, но и практическая польза не шибко велика – разве, что: демонстрация внешнему аудиту работ в этом направлении. Такая матрица широкими (очень широкими) мазками даёт некоторое представление о том, кто есть кто в СМК организации. Само собой, такая матрица никого ни к чему не обязывает (обычно включается в руководство по качеству в виде трудночитаемого справочного приложения).

Гораздо эффективнее направить усилия для конкретного описания обязанностей персонала. Как правило, обязанности в организации устанавливаются:

  • положениями о подразделениях;
  • должностными обязанностями;
  • инструкциями по видам деятельности.

Достаточно часты случаи, когда в вышеуказанных документах (или их аналогах) нет ни слова о требованиях к действиям в рамках СМК. Соответственно, персонал, добросовестно выполняющий требования инструкций, видит проявления СМК где-то на инфостендах. Как избежать подобного конфуза?

Необходим документ, желательно стандарт организации, устанавливающий требования к разработке и обращению:

- положений о подразделениях;

- положений о видах деятельности;

- должностных инструкций;

- рабочих (производственных) инструкций.

В этом стандарте целесообразно установить такие требования, чтобы каждый работник знал: что, как и в какие сроки ему нужно делать. Естественно, излагать требования целесообразно простым и понятным языком, не скатываясь, впрочем, до примитивизма.

Стандарт достаточно объёмен, вот, например, фрагмент содержания такого СТО.

Авторская разработка.
Авторская разработка.

Полный вариант стандарта : «СТО 8765RISO-137-2022 Система менеджмента качества. Управление документированной информацией. Положения о подразделении, должностные и рабочие инструкции, инструкции (положения) о виде деятельности» - можно посмотреть на сайте проекта «СМК-консультант» - здесь.

Для СМК, сертифицированных по ГОСТ РВ 0015-002-2020, также разработан свой стандарт. Смотреть здесь: «СТО 123456RW-137-2021 Система менеджмента качества. Управление документированной информацией. Положения о подразделении, должностные и рабочие инструкции, инструкции (положения) о виде деятельности».

Наверняка обратили внимание, что в содержании типового СТО присутствует раздел «Обязанности, ответственность и полномочия». Желательно его присутствие в каждом стандарте СМК организации: там Вы устанавливаете:

  • кто разрабатывает данный СТО и его актуализирует;
  • на кого возложена ответственность за соблюдение требований этого стандарта;
  • какими документами определены обязанности и полномочия персонала при реализации требований данного стандарта;
  • кому предоставлены полномочия по контролю выполнения требований стандарта.

Содержание этого раздела СТО устанавливает один из базовых типовых стандартов организации: «СТО 123456RW-140-2021 Система менеджмента качества. Управление документированной информацией. Стандарты организации» - его можно БЕСПЛАТНО скачать на сайте проекта «СМК-консультант» - здесь.

Соответственно, качество содержания стандарта об основополагающих обязанностях, будет сильно зависеть от того, кто его будет согласовывать. Весьма желательно, чтобы этот стандарт не прошёл мимо представителя руководства по СМК и юриста.

Не забываем доводить требования созданных документов до тех, для кого они созданы. Само собой – под подпись, не упуская принимаемых на работу.

Какими могут быть критерии оценки процедур управления положениями, должностными инструкциями и др.? Иногда ошибочно полагают, что выполнение требований этих документов. Не совсем так. Я бы предложил в качестве критериев оценки следующие:

  • наличие актуального положения (инструкции и др.) для каждого подразделения (исполнителя, группы исполнителей);
  • наличие оформленной надлежащим образом документированной информации, предусмотренной стандартом. то есть: документ, где персонал оставляет подписи об ознакомлении, перечень положений (инструкций) и др.

Кстати, из требований подраздела 5.3 ГОСТ Р ИСО 9001 следует, что все вышеупомянутые положения и инструкции относятся к документированной информации СМК. Для некоторых специалистов ПЭО, ОТиЗ и др. это иногда бывает сюрпризом.

12.01.2021